О мастерской
История реставрации керамики в Центре имени академика И. Э. Грабаря началась в 1946 году. Мастерская занимается консервацией и реставрацией любых произведений из керамики и стекла. Работы проводятся на всех видах керамических изделий: гончарная керамика, майолика, фарфор, бисквит, фаянс, археологическая керамика, а также изделия из археологического и исторического стекла.
Наряду с работой по реставрации предметов керамики сотрудники отдела занимаются научно-исследовательской и экспериментальной деятельностью, а также проводят экспертизу произведений. Огромный опыт реставраторов был обобщен и изложен в единственной в стране фундаментальной методике «Реставрация музейной керамики».
В методиках по реставрации керамики, разработанных сотрудниками мастерской особое внимание уделяется вопросам изучения, апробирования и внедрения материалов.
Более 60 предметов
реставрируется ежегодно
Ежегодно специалисты мастерской реставрируют десятки экспонатов из ведущих музеев страны и мира: Дрезденской галереи, Музеев Кремля, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного музея искусства народов Востока, музеев-заповедников «Царицыно», «Кижи» и других.
Узнать больше >Почти 70 лет ведется реставрация керамики в Центре
Мастерская (ранее – отдел) реставрации керамики существует с 1946 года. Со времен создания среди главных задач мастерской было исследование и внедрение основополагающих принципов и приемов реставрации керамики, подбора качественных и современных материалов.
Узнать больше >Галерея работ
Реставраторы
Мастерскую реставрации керамики с 2010 года возглавляет художник-реставратор высшей квалификационный категории Екатерина Шаркова. Всего в мастерской работают 6 художников-реставраторов и 1 научный сотрудник, в том числе 2 реставратора высшей квалификационной категории.
Научно-исследовательская работа
Сотрудники отдела занимаются научной деятельностью, участвуют в конференциях в России и за рубежом. В реставрации важен индивидуальный подход к экспонату. Часто при попытке решить частную задачу рождаются идеи, проводятся исследования, которые потом преобразуются в методики, которые специалисты начинают использовать регулярно. Огромный опыт работы с предметами, сделанными во всех возможных техниках различных видов керамики, методично систематизируется и периодически выходит в виде публикаций в печатных сериях ВХНРЦ. В результате огромный опыт реставраторов был обобщен и изложен в единственной в стране фундаментальной методики «Реставрация музейной керамики» (1999).
Узнать больше >Еще один аспект деятельности мастерской реставрации керамики – это кропотливая и постоянная работа со стажерами и практикантами, среди которых как студенты факультетов реставрации ВУЗов, так и сотрудники реставрационных мастерских ГТГ, ГМИИ, Эрмитажа и других музеев.
Медиа
В московском Центре имени Грабаря разработан инновационный метод реставрации и реконструкции археологического стекла с использованием 3D-технологий. Он позволяет воссоздавать первоначальный облик даже самых руинированных предметов
Пять стеклянных предметов из Ай-Тодорского могильника и Гурзуфского Седла вернулись после реставрации в Ялтинский историко-литературный музей
Новости
В Ялтинском историко-литературном музее прошла презентация результатов реставрации памятников римской эпохи из Ай-Тодорского могильника и Гурзуфского Седла
27-29 октября 2020 года в формате онлайн прошла научно-практическая конференция «Вопросы изучения и реставрации художественных предметов из керамики и стекла».