Реставрация произведений графики

О мастерской

Направление развивается в Центре имени Грабаря начиная с середины 1940-х годов. Специалисты мастерской занимаются реставрацией произведений художественной графики на разнообразных основах (бумаге, картоне, пергаменте, шелке, холсте) в различных техниках. Художники-реставраторы, большинство из которых имеют высшую квалификационную категорию, работают с рисунками, выполненными углем, сангиной, соусом, сепией, карандашом, чернилами, тушью, а также с произведениями печатной графики, плакатами, географическими картами, восточной живописью на шелке и бумаге. Кроме того, накоплен значительный опыт работы с такими техниками, как пастель, гуашь, акварель и даже темпера и масло, при условии, что изображения выполнены на бумаге или картоне или это произведения современного искусства, выполненные в нетрадиционной технике и на нетканной основе.

Более 500 произведений реставрируется ежегодно

Ежегодно сотрудники мастерской восстанавливают более пятисот графических листов, среди которых экспонаты ведущих отечественных музеев самого разного профиля — не только художественных, но и краеведческих, литературных, исторических, мемориальных, а также документы из архивов и редкие издания из отечественных библиотек.

Узнать больше >

Более 60 лет в Центре реставрируют произведения графики

Самые первые упоминания о реставрации произведений графики встречаются в отчете ГЦХРМ уже в год окончания Великой Отечественной войны. Связаны они с именем Веры Николаевны Крыловой, директора мастерских, имевшей большой опыт реставрации в области графики еще до приглашения ее на этот пост И.Э.Грабарем в сентябре 1944 года.

Узнать больше >

Реставраторы

Мастерскую реставрации графики возглавляет Юлия Савкова, художник-реставратор высшей квалификационной категории. Всего в мастерской работает 15 художников-реставраторов и 2 научных сотрудника, среди них – 6 реставраторов высшей квалификационной категории.

Научно-исследовательская работа

В мастерской реставрации графики также ведется активная научно-исследовательская и экспериментальная работа. Химики, физики, биологи ГЦХРМ вместе с реставраторами занимаются исследованиями по составу разных бумаг, проклеек, разрабатывают рецептуру химических реактивов, ставят опыты по изучению поведения клеевых составов в разных климатических условиях. Одновременно ведутся поиски оптимальных способов химической обработки графических листов, необходимых растворителей для удаления пятен различного происхождения, закрепления нестойких красок, чернильных надписей и т.д. Осваиваемые новые методики, механизмы и оборудование обсуждаются и утверждаются на реставрационных советах мастерской и Центра.

Узнать больше >

Еще один аспект деятельности мастерской реставрации графики — это кропотливая и постоянная работа со стажерами и практикантами, среди которых как студенты факультетов реставрации ВУЗов, так и сотрудники реставрационных мастерских ГТГ, ГМИИ, Эрмитажа и других музеев.

22 апреля 2024

«Картографическая Джоконда» XVII века готовится к реставрации. Одну из самых больших русских карт впервые показали сегодня журналистам в штаб-квартире Русского географического общества

04 августа 2020

После того как лютеранскую Псалтырь XVII века подняли из воды, реставратор Центра имени Грабаря Евгения Мымрина провела с ней уникальную процедуру — восстановила, не расшивая книжный блок

Архив новостей >

Именно сюда поступали и поступают до сих пор самые тяжелые, самые разрушенные, казалось бы обреченные на гибель произведения

08 ноября 2018

Разработан проект профессионального стандарта в области реставрации движимых памятников по специальности «Специалист по реставрации (художник-реставратор) архивных, библиотечных материалов и произведений графики». 

10-13 сентября

В рамках Форума «Университетская библиотека: точки роста» с 10 по 13 сентября 2018 г. в Научной библиотеке работала Международная школа реставрации. Тема Школы в 2018 г. «Научная реставрация документов, выполненных на бумажной основе: формирование базового уровня знаний и практических навыков».

Архив новостей >