История
Более 60 лет специалисты Центра имени Грабаря реставрируют произведения графики. Художники-реставраторы ВХНРЦ внесли значительный вклад в сложение и развитие отечественной школы реставрации графики: реставрационные мастерские практически всех крупнейших музеев страны работают по методике, разработанной специалистами Центра. Самые первые упоминания о реставрации произведений графики встречаются в отчете ГЦХРМ уже в год окончания Великой Отечественной войны. Связаны они с именем Веры Николаевны Крыловой, директора мастерских, имевшей большой опыт реставрации в области графики еще до приглашения ее на этот пост И.Э. Грабарем в сентябре 1944 года.
В апреле 1948 года В.Н. Крылова покинула мастерские. Несколько позже, в июле того же года, на должность реставратора графики была зачислена Т.П. Табашникова, а с 1 ноября старшим реставратором по графике принята Е.А. Костикова. На протяжении пяти десятилетий деятельность отдела графики неразрывно связана с именем Елизаветы Андреевны Костиковой, личности незаурядной и яркой, многие годы (до 1988) возглавлявшей его работу. Ее огромный вклад в дело сохранения культурного наследия страны отмечен почетным званием заслуженного работника культуры РФ, многими почетными дипломами и медалями, в том числе одной из высших наград России — орденом Почета.
С приходом искусствоведа Л.Е. Чернышевой и доктора химических и технических наук профессора С.А.Зайцева, в 1952–1955 годы возглавлявшего отдел, заметно оживилась научно-исследовательская и экспериментальная работа. Химики, физики, биологи ГЦХРМ вместе с мастерами отдела проводили исследования по структурному составу разных бумаг, проклеек, разрабатывали рецептуру химических реактивов, ставили опыты по изучению поведения клеевых составов в разных климатических условиях, антисептиков. Вместе с тем велись поиски оптимальных способов отбелки графических листов, необходимых растворителей для удаления пятен различного происхождения, закрепления нестойких красок, чернильных надписей и т.д. Осваиваемые новые методики обсуждались на реставрационных советах отдела и Ученом совете мастерских, возглавляемом в первые годы И.Э. Грабарем.
В результате научных экспериментов, проводимых разными специалистами и усердной практики реставраторов к концу 1950-х годов в отделе имелся уже немалый опыт работы с произведениями художественной графики, отличавшейся огромным разнообразием авторского исполнения на разных основах (бумага, картон, пергамент, холст, шелк), в разных техниках — от печатных черно-белых и цветных гравюр до оригинальных произведений, выполненных карандашом, акварелью, тушью, соусом, сепией, гуашью, темперой, углем, сангиной, пастелью.
Параллельно с плановой работой в 1956–1958 годы реставраторы отдела участвовали в выполнении правительственных заданий по приведению в порядок «особого фонда». Теперь это уже всем известные трофейные коллекции, хранившиеся в ГМИИ, Эрмитаже, Оружейной палате, Киевском музее западного и восточного искусства, которые готовились к передаче в музеи Румынии и гравюрный кабинет Дрезденской галереи в ГДР.
Принципиально новым направлением деятельности мастерской стала реставрация разных видов восточной графики – китайских лубков, японских цветных ксилографий, свитков. Работа по созданию методики реставрации восточных техник началась почти 60 лет назад, после первой стажировки сотрудников ВХНРЦ в Китае. Интересным опытом последних лет в рамках этого направления стала работа с большой коллекции Буддийских танок из Национального музея республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова. Поскольку молитвенные изображения выполнены в нехарактерном для европейской графики колорите, реставраторам пришлось проявить изрядную изобретательность в процессе проведения тонировок. Каждый цвет был подобран в результате смешивания и перетирания сухих минеральных пигментов с костным клеем. Итогом этой работы стала обновленная экспозиция музея, в которую вошли 50 новых экспонатов.
На протяжении многих лет в отделе накапливался опыт реставрации большеформатных произведений. Особого упоминания среди прочих достойны эскизы М.В. Нестерова «Отрок Варфоломей» и «Воскресение Христово» из Башкирского государственного художественного музея. Обе работы выполнены углем с применением акварели и белил на плотной желтоватой бумаге, сдублированной автором на хлопчатобумажную ткань. Каждый из этих уникальных графических листов более полутора метров в длину и ширину. В силу их размеров, многие вполне обычные реставрационные процессы, например, промывка и перворачивание влажного листа, велись при участии большого числа реставраторов, от которых требовалась особая деликатность и слаженность действий. Итогом кропотливой, многолетней работы стало участие эскиза «Отрок Варфоломей» в выставке М.В. Нестерова, проходившей в Государственной Третьяковской галерее.
Уникальным опытом в работе с произведениями современных художников стала реставрация произведения Тимура Новикова «Оркестр». Помимо колоссального для графики размера (2,35 х 2,35), дополнительную сложность представляла основа - нетканое синтетическое полотно желто-зеленого цвета. Коллективу реставраторов с успехом удалось совместить творческий подход с традиционными способами реставрации, в результате чего многочисленные утраты были восполнены плотной японской бумагой, великолепно имитирующей некоторую ворсистость авторской основы. Впервые в рамках опыта отдела общая дублировка была произведена на окрашенный шелк, в излишки которого по верхнему и нижнему краям были вшиты деревянные рейки, существенно упрощающие экспонирование и транспортировку. Ныне произведение находится в постоянной коллекции ММОМА и было представлено на одной из Венецианских биенале современного искусства.
Хрестоматийными стали примеры восстановления таких произведений, как рисунок гуашью М.Ф. Матвеева «Пейзаж с фигурами», 1798 (ГТГ), пастель на пергаменте А.Г. Венецианова «Женский портрет» (Тюменский музей изобразительных искусств), свитки на шелке китайских художников Чжоу Фана (?) «Ян Гуй Фэй после купания» VIII в., Су Хань-Чэня «Играющие дети» XII в (Государственный музей искусства народов Востока), Ван Юаня «Утка, выходящая из воды» (Киевский музей западного и восточного искусства), редчайшая коллекция японских цветных ксилографий (Краснодарский краевой художественный музей имени А.В. Луначарского) и многие другие возвращенные к жизни ценные музейные экспонаты.