Научно-исследовательская работа
В мастерской реставрации графики также ведется активная научно-исследовательская и экспериментальная работа. Химики, физики, биологи ГЦХРМ вместе с реставраторами занимаются исследованиями по составу разных бумаг, проклеек, разрабатывают рецептуру химических реактивов, ставят опыты по изучению поведения клеевых составов в разных климатических условиях. Одновременно ведутся поиски оптимальных способов химической обработки графических листов, необходимых растворителей для удаления пятен различного происхождения, закрепления нестойких красок, чернильных надписей и т.д. Осваиваемые новые методики, механизмы и оборудование обсуждаются и утверждаются на реставрационных советах мастерской и Центра.
Мастерской реставрации графики ВХНРЦ имени Грабаря принадлежит немало принципиально новых решений, в том числе метод восстановления цвета почерневших свинцовых белил, способ предохранения пергамента от повторных деформаций, техника реставрации пастелей на пергаменте путем двойного дублирования на бумагу и холст, восстановление художественных произведений на кальке, разработка методик реставрации китайских лубков и японских цветных ксилографий, восточной живописи на бумаге и шелке с использованием китайского опыта восстановления свитков, метод реставрации большемерных произведений). Вместе с тем совершенствуются старые, испытанные временем традиционные методы реставрации, основанные на принципах обратимости реставрационного вмешательства. Плодом совместных усилий реставраторов и исследователей стала обобщенная Е.А. Костиковой и Л.Е. Чернышевой «Методика реставрации графических произведений». Этот труд надолго стал основополагающим учебным пособием для всех начинающих реставраторов.
Результаты работы мастерской и профессиональный уровень реставраторов наглядно демонстрируют отчетные и тематические реставрационные выставки и издания последних лет.