История

История

История мастерской реставрации масляной живописи началась в 1945 году, с первых дней ее существования сотрудникам приходилось решать сложнейшие реставрационные задачи, спасая картины, находившиеся в тяжёлом состоянии после Великой отечественной войны

В состав «Отдела новой живописи», как тогда называлась мастерская вошли опытнейшие реставраторы, в том числе бывшие сотрудники ликвидированных в 1934 году ЦГРМ, а также художники-монументалисты, обладавшие богатым опытом реставрации живописи.

В отделе прошли реставрацию некоторые шедевры Дрезденской галереи, впоследствии возвращенные Германии, как и многие картины, возвращенные Румынии, Болгарии, Польше. Некоторые операции по спасению пострадавших произведений носили уникальный характер, как, например, перенос композиции М.А. Врубеля «Надгробный плач» со стены Кирилловской церкви в Киеве на холст.

Деятельность мастерской внесла значительный вклад в сложение и развитие отечественной школы реставрации масляной живописи. Сотрудники отдела принимали участие в становлении и работе реставрационных мастерских крупнейших музеев страны. Кроме того, реставраторы мастерской непосредственно участвовали в создании новых музеев на вошедших в состав СССР территориях и организации в них реставрационных отделов (в Ужгороде, Вильнюсе, Риге, Таллинне).

Первоначально мастерская реставрации масляной живописи располагалась на Ордынке, в Марфо-Мариинской обители. В 1957 году она переехала на улицу Кржижановского, д. 24/35, а в 2006 году - улицу Радио, в бывшее здание ФГУП «ЦАГИ», где находится по сей день. Переезд и соседство с другими отделами ВХНРЦ дали широкие возможности для сотрудничества с реставраторами различных областей, а также для проведения разносторонних научных исследований.

Заслуги и мастерство реставраторов Центра безоговорочно признаются не только отечественными, но и западными коллегами; неоднократно ведущие музеи мира приглашали специалистов ВХНРЦ для работы и консультирования. Так, в 1966 году, группа реставраторов ВХНРЦ приняла участие в операции по спасению произведений из музейных собраний Флоренции, пострадавших во время наводнения, в ходе которой ими было восстановлено 11 большеформатных картин из галереи Уффици, Сан Марко, Санта Кроче и др. За эту работу специалисты Центра были удостоены наград министра Просвещения Италии.

За последние десятилетия и по сей день, сотрудниками мастерской было проведено немало сложных реставраций, в том числе картин, пострадавших в результате затоплений, пожаров, войн и других чрезвычайных происшествий. Так, в мастерской были отреставрированы произведения, извлеченные из-под развалин разрушенного в результате военных действий Чечено-Ингушского республиканского музея изобразительных искусств в Грозном. В течение пяти лет реставраторами были полностью восстановлены и подготовлены к экспонированию более 60 изувеченных работ мастеров XVIII–XX веков, получивших серьезнейшие огнестрельные и иные механические повреждения.

Большой пласт работ, проведенных в мастерской реставрации масляной живописи, связан с восстановлением картин, пострадавших в результате пожаров. Так в декабре 2007 года в мастерскую поступили произведения масляной живописи, получившие серьезнейшие ожоги и повреждения в результате пожара, произошедшего в музее-усадьбе «Мураново», а также вследствие пожаротушения. Пережившие пожары картины страдают от деформаций основы, механических повреждений, ожогов, вздутий и утрат грунта и красочного слоя, разложения лаковой плёнки вследствие экстремальных температур и изменений влажности. Именно в таком состоянии в Центр поступил детский портрет Ванечки Сушкова из сгоревшей усадьбы Мураново, на котором белая плёнка разложившегося лака полностью скрыла изображение ребёнка. Нередко жертвами подобных катаклизмов становятся и произведения художников первой величины – например, пострадавший в том же пожаре пейзаж Айвазовского «Заход солнца». Однако, несмотря на масштаб повреждений, реставраторам удалось восстановить пострадавшие произведения. После проведения сложных реставрационных работ, длившихся несколько лет, восстановленные произведения были возвращены в музей. До сих пор продолжается работа над полотнами, пострадавшими в пожаре, возникшем в здании самого ВХНРЦ в 2010 году.

Другой интересный спектр работ связан с раскрытием авторской живописи от позднейших вмешательств. Результат подчас бывает удивительным. Так, в отделе была отреставрирована картина одного из крупнейших итальянских пейзажистов к. XVII – 1/3 XVIII века Марко Риччи «Рыбаки, тянущие невод» из музея-усадьбы «Архангельское». Произведению был возвращён его первоначальный вид, и под изображением тёмного сумрачного неба, создававшим резкий контраст освещения, открылся ясный голубой небосвод воздушного, наполненного светом пейзажа.

За последние годы в мастерской проходили реставрацию выдающиеся памятники русской и западноевропейской живописи, такие как работы И.И. Шишкина «Вечер в сосновом лесу» и «В лесу» (Музей изобразительных искусств Республики Татарстан, реставрация 2009 года, реставратор В.Д. Егоров), Н.К. Рериха «Варяжское море» (Музей изобразительных искусств Республики Татарстан, реставрация 2008 года, реставратор Л.И. Яшкина), Л.Ф. Лагорио «Залив Золотой Рог» (Смоленский музей-заповедник, реставрация 2009 года, реставратор А.А. Караулова), Ж.Б. Викара «Портрет Жозефины» 1820 года (Смоленский музей-заповедник, реставрация 2010 года, реставратор Н.В. Колесников), Дж.П. Панини «Религиозное шествие в Риме» (Смоленский музей-заповедник, реставрация 2009–2011 годов, реставратор Н.Д. Вихрова).

В мастерской накоплен колоссальный опыт реставрации живописных произведений старых мастеров. Так, в последнее пятилетие отреставрированы картины неизвестного художника круга Руэланта Саверея (Нидерланды, конец XVI – начало XVII века) «Христос и Закхей» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств, реставратор А.О. Гаврилин), фламандского художника Александра Адриансена (1587–1661) «Натюрморт с рыбами» (Воронежский художественный музей, реставратор А.Б. Дергачев). В числе работ XVIII–XX веков упомянем «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны», написанный неизвестным художником во второй половине XVIII века (Таганрогский художественный музей, реставратор А.А. Волошина).

Сотрудники мастерской обладают фундаментальным опытом реставрации советской живописи. Так, в 2009 году отреставрирована значительная часть коллекции советской живописи Кемеровского музея изобразительных искусств, в том числе «Хутор» Л.В. Туржанского (реставратор Н.В. Егорова), «Металлургический комбинат» П.И. Петровичева (реставратор А.Н. Кленчев), «Абрикосы на фоне индийской ткани» М.А. Асламазяна (реставраторы Н.А. Маренникова и Н.Д. Вихрова), «Натюрморт с цветами» В.В. Хвостенко (реставратор Д.А. Сваткова).

Реставраторы работают с произведениями, написанными на различных основах, в том числе фанере, камне, металле, стекле. Так, в 2012 году завершилась реставрация выполненной на деревянной основе из трех досок картины «Пьета», приписываемой выдающемуся итальянскому живописцу XVI века Доменико Пулиго (Краснодарский художественный музей, реставратор Н.Д. Вихрова). Тогда же проходила реставрацию написанная на плотной бумаге (картоне?) и в процессе бытования сдублированная на холст работа «Адъютант в повозке, запряженной тройкой лошадей», датируемая после 1855 (Государственный музей А.С. Пушкина, реставратор Н.Д. Вихрова). Ведется сложнейшая реставрация двусторонней хоругви 1760-х годов с изображением Иоанна Богослова и архангела Михаила (Мордовский краеведческий музей, реставратор Д.А. Головинкина).

В декабре 2012 года завершилась реставрация картины кисти Г.И. Семирадского «Утром на рынок» 1890-х годов (реставратор Я.Г. Ильменская). Похищенный в 1995-м экспонат в 2005 году был возвращен в Таганрогский художественный музей. На картине изменились рисунок фигур и отдельные детали, авторская живопись оказалась частично утраченной, сильно записанной и залитой толстым слоем акрилового лака. В рамках реставрации Я.Г. Ильменская провела уникальную работу по устранению последствий предыдущего реставрационного вмешательства, включавшую в себя разработку методики по удалению лакового ак-рилового покрытия, а также длительный и чрезвычайно сложный процесс удаления записей.

В разные годы заведующими отделом были А.Д. Корин (1945–1946), Н.И. Плеханов (1946–1947), С.С. Чураков (1948–1959), В.Н. Карасева (1959–1965), М.Х. Бутаков (1965–1970), Л.В. Решетов (1970–1971), И.М. Тихомирова (1971–1986). С 1986 года отдел возглавляет художник-реставратор высшей категории Н.С. Кошкина.