События

Книжный шкаф в стиле Буль вернулся в экспозицию музея «Зарайский Кремль» после реставрации в Центре имени Грабаря

19.10.2016

Мастерская реставрации мебели
Центра имени академика И.Э. Грабаря

Москва, ул. Радио, д. 17/6

Книжный шкаф, созданный во Франции в начале ХХ века, поступил в собрание музея в конце 1910-х – начале 1920-х годов. Вероятнее всего, он находился в усадьбе Сенницы Зарайского уезда Рязанской губернии. Последней владелицей усадьбы была М.А. Келлер, урожденная княгиня Шаховская. При ней был построен новый дом, в котором хранились богатые коллекции живописи, монет, обширная библиотека. Усадьба была национализирована в 1918 году, и часть ценностей была перемещена в музей. Скорее всего, шкаф пробыл в усадьбе не более 15 лет.

Шкаф выполнен в стилистике XVIII века, богато декорирован золочеными бронзовыми накладками и скульптурными композициями, оклеен шпоном эбенового дерева. Экспонат сделан с большим мастерством, скорее всего, на крупной мебельной фабрике. На деталях не обнаружено ни одного клейма. Вероятно, шкаф изготовлен в единственном экземпляре для знатного заказчика. 

Парные бронзовые бюсты, установленные в верхней части шкафа, старше самого предмета и выполнены в XIX веке. Они были изготовлены в крупнейшей французской бронзолитейной мастерской Барбедиенна в Париже и изображают деятелей эпохи Просвещения – Жана де Лабрюйера и Мольера. Вероятно, бюсты принадлежали заказчику, который захотел установить скульптуры на новый шкаф. Об эпохе Просвещения напоминают и бронзовые композиции на дверцах: на них изображены символы наук и искусств: книги, чертежные инструменты.

Предмет состоит более чем из ста отдельных деталей, насчитывает два метра в ширину и три – в высоту. Объем реставрационных работ оказался таким большим, что над восстановлением памятника долгое время трудились сразу семь специалистов мастерской реставрации мебели.

Экспонат поступил в Центр в аварийном состоянии. Шкаф более 50 лет хранился в неотапливаемом помещении, что привело к его частичному разрушению. Из-за неблагоприятного воздействия среды эбеновый шпон отслоился, цоколь был полностью отделен от конструкции и расколот на несколько частей. Значительная часть шпона была утрачена, и его пришлось восполнять. Из-за разрушения основы шкафа бронзовые украшения под тяжестью своего веса перестали держаться на своих местах. Особенно сильно пострадала нижняя часть предмета: детали основания прогнили, многие были утрачены. Конструкция была ветхой.

Кроме того, вся поверхность шкафа была загрязнена; на древесине и металлических деталях имелись следы масляной краски, которая губительна для позолоты. Основа шкафа была расшатана, деформирована и покрыта трещинами.

Сотрудники мастерской реставрации мебели полностью разобрали шкаф, демонтировали все бронзовые и деревянные части. Каждый из семи реставраторов работал над определенным набором деталей. После удаления стойких поверхностных загрязнений и следов масляной краски реставраторы укрепили конструкцию шкафа и восполнили утраты его основания. Отходящий от основания шпон был укреплен и восполнен в местах утрат. Особую сложность представляло восстановление рисунка сетчатого набора из эбена и укладка шпона на изогнутые поверхности шкафа.

Бронзовые детали сохранились хорошо: позолота защитила металл от коррозии. Но очистить их от поверхностных загрязнений оказалось непросто из-за размеров: некоторые цельные бронзовые профили были длиной более двух метров. Бронзовое навершие в виде вазона с розами пришлось укрепить страховочными тросиками из-за их внушительного веса.