Реставрация масляной живописи

О мастерской

История мастерской реставрации масляной живописи в Центре имени Грабаря началась в 1945 году. Здесь реставрируются картины XV–XX веков различного размера, от больших полотен до миниатюр, имеющие повреждения самого различного характера. В мастерской накоплен значительный опыт работы с картинами, написанными на различных основах: на дереве и холсте, на фанере, картоне, бумаге, камне, металле, стекле и т.д., а также с «двусторонними» произведениями. Реставрация картин сопровождается историко-искусствоведческими и физико-химическими исследованиями, позволяющими уточнить школу и время создания, а в некоторых случаях и авторство картин.

Более 100 произведений
реставрируется ежегодно

Среди них – экспонаты ведущих отечественных музеев самого разного профиля – не только художественных, но и краеведческих, литературных, исторических и мемориальных.

Узнать больше >

Живописные работы реставрируются в центре около 70 лет

С первых дней существования мастерской сотрудникам приходилось решать сложнейшие реставрационные задачи, спасая картины, находившиеся в тяжёлом состоянии после Великой отечественной войны. Деятельность мастерской внесла значительный вклад в сложение и развитие отечественной школы реставрации масляной живописи. Сотрудники отдела принимали участие в становлении и работе реставрационных мастерских крупнейших музеев страны. Кроме того, реставраторы мастерской непосредственно участвовали в создании новых музеев на вошедших в состав СССР территориях и организации в них реставрационных отделов (в Ужгороде, Вильнюсе, Риге, Таллинне).

Узнать больше >

Реставраторы

С 1986 года мастерскую возглавляет художник-реставратор высшей квалификационной категории Надежда Кошкина, Заслуженный работник культуры РФ. Всего в мастерской работают 20 художников-реставраторов и 2 научных сотрудника в том числе 2 художника-реставратора высшей квалификационной категории.

Научно-исследовательская работа

Произведения, поступающие на реставрацию в мастерскую масляной живописи, проходят ряд технико-технологических исследований: их изучают под микроскопом Zeiss, проводится микрофотосъемка. Кроме того, ведется активное сотрудничество с отделом физико-химических исследований, где проводятся визуальные исследования и фотосъемки в УФ диапазоне излучения и ИК-спектре, рентгенографирование, химические анализы проб, взятых с произведений, ИК-Фурье микроспектроскопия, микроскопия в отраженном свете.

Узнать больше >

Еще один аспект деятельности мастерской реставрации темперной живописи – это кропотливая и постоянная работа со стажерами и практикантами, среди которых как студенты факультетов реставрации ВУЗов, так и сотрудники реставрационных мастерских ГТГ, ГМИИ, Эрмитажа и других музеев.

16 октября 2016

Как восстанавливают мировые шедевры? Что должен уметь реставратор? И почему иногда лучше вообще не реставрировать? Говорим в программе "Найди себя" на радио "Вести FM".

20 июля 2016

Специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря продолжают работу над реставрацией картины «Горький и Шаляпин в Нижнем Новгороде», написанную Константном Юоном более 60 лет назад.

Архив новостей >

Благодаря художникам-реставраторам масляной живописи Центра имени Грабаря в музеи вернулись более семи с половиной тысяч отреставрированных экспонатов

12 ноября 2015 года, 16:00

В Центре имени Грабаря прошла презентация результатов экспертизы и реставрации картины «Спящая Венера» из собрания Орловского музея изобразительных искусств.

Архив новостей >