Реставрация темперной живописи

О мастерской

Направление реставрации икон и древнерусской живописи возникло раньше других в Центре, еще в 1918 году. Мастерская проводит реставрацию икон, как древних (например, XII века), так и поздних (ХХ века). Среди них могут быть большемерные (храмовые) и «пядницы» с миниатюрным письмом, а также иконы, выполненные яичной темперой, нередко с применением сусального золота (листового или твореного). К нетрадиционным случаям относится реставрация церковных образов, выполненных в смешанной технике (темперой и маслом). В задачи реставраторов входит ликвидация различных повреждений как деревянной основы, так и красочного слоя с левкасом. Кроме произведений иконописи, в мастерской проходили реставрацию предметы, выполненные в технике и технологии древнерусской живописи: деревянная расписная церковная утварь, шкафчик-аналой, берестяные брачные венцы с живописью. К этим примерам можно добавить и предметы храмового назначения: Царские врата (с росписью и резьбой) и скульптурные изображения. Вместе с иконами также реставрируются находящиеся на них оклады (басменные, чеканные, штампованные).

Более 100 произведений
реставрируется ежегодно

в том числе экспонаты ведущих художественных и краеведческих музеев, а также особо значимые иконы, принадлежащие Русской Православной Церкви. Специалисты мастерской проводят необходимые консервационные и профилактические работы на местах, а также консультируют сотрудников музеев по вопросам хранения и экспонирования произведений, а также деликатных методов их монтировки, упаковки и транспортировки, а также осуществляют проверки состояния экспонатов, ранее прошедших реставрацию в Центре.

Узнать больше >

Почти 100 лет в Центре проводится реставрация темперной живописи

Мастерская реставрации темперной живописи - старейшая в структуре Центра. Деятельность мастерской началась практически сразу после революции. Была создана теория реставрации, спасены от уничтожения и раскрыты от поздних искажений древнейшие святыни XII – XIII веков, которые теперь входят в золотой фонд Третьяковской галереи, Русского музея и Музея-заповедника «Московский Кремль».

Узнать больше >

Реставраторы

С 1981 года мастерскую возглавляет художник реставратор высшей квалификационной категории Галина Цируль, заслуженный работник культуры РФ. Всего в мастерской работает 24 художника- реставратора и 2 научных сотрудника, в том числе 13 реставраторов высшей квалификации.

Научно-исследовательская работа

Мастерская реставрации темперы ВХНРЦ постоянно ведет поиск новых материалов, а также совершенствует и развивает существующие методы работы. В практику было внедрено применение органических растворителей и специальных инструментов, используемых при реставрации. В мастерской используется и проводится обучение уникальной технике создания копий-реконструкций в материалах и техниках древнерусской живописи по методике, разработанной старейшим сотрудником, художником-реставратором высшей категории, Заслуженным деятелем искусств РФ Адольфом Николаевичем Овчинниковым.

Узнать больше >

Еще один аспект деятельности мастерской реставрации темперной живописи – это кропотливая и постоянная работа со стажерами и практикантами, среди которых как студенты факультетов реставрации ВУЗов, так и сотрудники реставрационных мастерских ГТГ, ГМИИ, Эрмитажа и других музеев.

13 апреля 2017

Реставратор графики и заместитель генерального директора Центра Ольга Темерина рассказала ARTANDHOUSES о секретах профессии, «домашней» реставрации и искусствоведческих открытиях.

20 сентября 2016

В реставрационном Центре Грабаря завершаются работы по восстановлению необычных экспонатов – скульптур, царских врат, напольных ваз.

Архив новостей >
22 декабря 2016

Николай Николаевич Померанцев (1891-1986) был идейным вдохновителем и основоположником музейного дела в СССР. В 1918 году, будучи сподвижником Игоря Эммануиловича Грабаря, он способствовал организации Центральных Государственных реставрационных мастерских.

08 сентября 2016

После реставрации публикуется икона «Страшный суд» из собрания Смоленского государственного музея-заповедника. Укрепление и раскрытие авторской живописи позволили уточнить датировку памятника первой четвертью XV в.

Архив новостей >