История
Мастерская сформировалась в 2002 году из сотрудников отдела полихромной деревянной скульптуры и отдела химико-технологических исследований ВХНРЦ. Двое из них, В.Г. Симонов и Л.П. Синицына, художники-реставраторы высшей квалификационной категории по реставрации деревянной полихромной скульптуры и археологического дерева, являются преемниками и продолжателями традиций легендарного отдела скульптуры ВХНРЦ, основателями которого в 60-х годах прошлого века были такие замечательные личности, ученые и реставраторы, как Н.Н. Померанцев, Р.А. Попов, О.Н. Трофимов, А.С. Антонян и др., с которыми они начинали свою профессиональную деятельность, учились у них. Она является одной из самых молодых мастерских центра.
С 2008 года мастерская участвовала в крупном проекте Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (Новосибирск) по сохранению археологических лаковых предметов Ноин-Уланского кургана (Монголия). Была разработана уникальная методика консервации мокрых лаковых предметов на деревянной основе. В 2009 году в отделе создан сектор консервации археологической кожи под руководством реставратора высшей квалификационной категории Н.П. Синицыной.
За последнее время отреставрированы уникальные памятники отечественной истории: резная полихромная скульптура «Николай Можайский» конца XVII – начала XVIII века (Саратовский художественный музей), резная икона Св. Мины XVII – XIX веков, резная горельефная «Голова Иоанна Предтечи» XVIII века и прочие произведения из ЦМИАР, позолоченный резной Выносной крест с живописными клеймами XVII века (Яренский краеведческий музей, Кат. 48), оборотная сторона Поклонного креста XVII века с резным Распятием (Палехский краеведческий музей) и многое другое.
Недавно закончилась реставрация миниатюрной резной иконы «Панагия» XVII века, размер центральной композиции, которой составлял всего 3,5 сантиметра (Соловецкий музей-заповедник). Уникальная работа велась исключительно под микроскопом с большим увеличением.
В течение нескольких лет были отреставрированы многие произведения известных русских скульпторов начала ХХ века из собрания ГТГ (С.Т. Коненков, А.Т. Матвеев, И.С. Ефимов, А.С. Голубкина и др.) в рамках подготовки новой экспозиции к открытию галереи, за что реставраторы были награждены специальной премией МК РФ. В дальнейшем работа продолжилась над экспонатами коллекции ГТГ на Крымском валу.
В ряду отреставрированных отделом произведений можно назвать Футляр для шляпы патриарха Никона XVII века из коллекции Музея-заповедника «Московский Кремль» (совместно с отделом реставрации резной кости), полихромные древнеегипетские саркофаги (совместно с реставраторами ГМИИ им. А.С. Пушкина), скульптуры С.Т. Коненкова, А.С. Голубкиной, И.Г. Фрих-Хара, расписное панно из Музея-усадьбы «Архангельское» (совместно с отделом реставрации каменной скульптуры) и др.
Очень интересной оказалась работа со скульптурным изображением «Глава Иоанна Предтечи» конца XVIII – первой половины XIX века из Вологодского музея-заповедника, поступившим на реставрацию чрезвычайно загрязненным, с большими утратами грунта, красочного и металлизированного слоя. Первой серьезной проблемой стало удаление стойких загрязнений. Физико-химические исследования показали, что средник блюда первоначально был покрыт листовым серебром, частично превратившимся в черный аморф- ный слой сульфида серебра, который смешался с толстым слоем сажи и грязи. Следующая проблема заключалась в укладке и укреплении крайне жесткого грунта. В связи с высоким процентом утрат (на блюде и нимбе до 70%) восполнения грунта и красочного слоя не проводились (реставратор М.В. Капустина, руководитель, Л.П. Синицына, 2012).
Вылепленная из цветного воска модель «Крепостной оркестр» происходит из имения Гончаровых «По- лотняный завод» (Государственный музей А.С. Пушкина). Не все памятники культуры дошли до наших времен, став жертвой различных катаклизмов, но некоторые пережили это чудесным образом. Так случилось и с «Оркестром». Во время пожара в ВХНРЦ восковая композиция находилась в отделе у стены – тонкой перегородки между рядом реставрационных помещений и длинным коридором. Во время пожара весь коридор был объят огнем. Можно представить, какая высокая температура могла быть за тонкой стенкой и удивляться, почему восковые фигурки не растаяли. Но так случилось, и теперь мы можем любоваться этим камерным, но замечательным оркестром.