История
История отдела, начавшаяся в 1945 году, связана с именами известнейших мастеров-реставраторов: потомственного златокузнеца Ф.Я. Мишукова и его ученицы М.Л. Петровой. Среди памятников, прошедших реставрацию в первые годы работы отдела, были оклады икон XVI–XVII веков из кремлевских музеев, оклад Корсунской иконы «Петр и Павел» XII века из Великого Новгорода, многочисленные предметы церковной утвари, драгоценности румынской короны, вывезенные в Москву еще в годы Первой мировой войны; экспонаты из ведущих музеев СССР.
Большой вклад в развитие отдела внесли реставраторы Борис Иванович Петров (работал в 1955–1961), Юрий Иванович Кузнецов (работал в 1961–2002). Реставрация памятников в отделе опирается на опыт и знания одного из старейших сотрудников ВХНРЦ, сына и ученика М.Л. Петровой Валентина Евгеньевича Петрова. С 1959 года и до наших дней В.Е. Петров выполнил реставрацию целого ряда уникальных произведений искусства: предметы древнеегипетской бронзовой пластики из ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музея Востока, античные бронзовые сосуды из Краснодарского краеведческого музея, бронзовый котел конца III тыс. до н. э. из Института Археологии РАН, древнеегипетская статуэтка кошки VII века до н. э. из Музея-усадьбы «Архангельское», медальон с изображением Афины (Античное Причерноморье, III век до н. э.) из Киевского музея западного и восточного искусства, оклад Евангелия Симеона Гордого (Москва, 1344) из РГБ, хорос с изображением апостолов XIV в. из Псковской золотой кладовой, ларец Петра Великого из Петергофа и многие другие памятники.
Среди работ Ю.И. Кузнецова – запрестольный «Киликиевский» крест начала XVI века из Вологодского музея-заповедника, византийский выносной крест XII века и посох митрополита Геронтия XIV–XVIII веков из Новгородского музея-заповедника, крест запрестольный работы резчика Амвросия XV в. из Сергиево-Посадского музея-заповедника, панагия патриарха Никона работы греческих мастеров середины XVII века из музея «Новый Иерусалим», зеркало царевны Софьи второй половины XVII века из ГМО «Художественная культура Русского Севера»; предметы древнеегипетской бронзовой пластики из ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музея Востока, античные бронзовые сосуды из Краснодарского краеведческого музея, церковная утварь из серебра, русское, восточное и западноевропейское оружие, многочисленные бытовые предметы из олова из различных музеев страны.
Значительная часть отреставрированных в последние годы мастерской предметов принадлежит Музею-заповеднику «Кижи». А.И. Сивовым была обследована коллекция металла, составлена очередность работ и проводится планомерная реставрация. В экспозициях на Большом острове и передвижных выставках представлены многие предметы быта и древнерусской меднолитой пластики, отреставрированные мастерской, причем экспозиции регулярно обновляются.
Для Ивановского объединения художественных музеев были отреставрированы богослужебные предметы католической церкви (дарохранительницы, реликварии, кресты), солнечные часы XVI века, а также серебряные изделия Китая XIX столетия: фигура даосского божества и подвеска с драконом.
Большой по объему оказалась работа по реставрации ларца для грамот Екатерины II городу Твери (с отдельно стоящими фигурами Изобилия и Правосудия).
Большим событием стало завершение реставрации уникального памятника русского искусства начала XX века – портала с эмалевым фронтоном «Святой Георгий, поражающий дракона» работы М.К. Тенишевой из Смоленского музея-заповедника (совместно с мастерской мебели и деревянных предметов интерьера).
Отдел выполнил реставрацию Корсунского креста XII века из музея Переславля-Залесского (ныне является одной из главных святынь Никольского собора Свято-Никольского женского монастыря в Переславле).
Специалистами мастерской реставрации металла ВХНРЦ были также отреставрированы рипиды – предметы богослужебной утвари, используемые при совершении таинства Евхаристии – из Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Они были сделаны для Новгородского Софийского собора в 1661 году. На круглых дисках рипид с лицевой и оборотной сторон помещены одинаковые высокорельефные чеканные изображения: в центре представлен большой шестикрылый серафим, над которым изображена Етимасия с двумя поклоняющимися ангелами, а по сторонам, между крыльями – четыре серафима меньшего размерам. По краям – широкие полосы резных надписей вязью: на одной из рипид (ДРМ-389) – текст песни на Великом входе литургии Великой субботы, на другой (ДРМ-390) – текст песни на Великом входе литургии Преждеосвященных даров.