История
Направление реставрации мебели существует в Центре имени Грабаря с 1960 года, однако отдел реставрации художественной мебели был впервые образован в 1971-м и функционировал до 1976 года. Им руководил сотрудник отдела деревянной скульптуры, художник-реставратор высшей квалификационной категории Ю.В. Кузьмин. Отдел реставрировал мебель XVIII – начала XX века из собраний московских музеев. С 1977 года реставрация художественной мебели перешла в ведение отдела прикладного искусства, а в 1980-е годы эта область реставрации была закреплена за отделом реставрации деревянной полихромной скульптуры. Впоследствии отдел был преобразован в отдел реставрации мебели и деревянной скульптуры, а в 2012 году – в реставрационную мастерскую мебели и деревянных предметов интерьера.
Первыми специалистами отдела стали профессиональные скульпторы, резчики по дереву, художники, прошедшие школу иконописи. В то время предстояло решить проблему скорейшей реставрации возращенных из Германии памятников русского искусства XVI– XVII веков, похищенных и поврежденных в годы Великой Отечественной войны. Впоследствии фонды отдела стали пополняться и другими высокохудожественными произведениями, требовавшими немедленного реставрационного вмешательства. Из различных музеев России переправлялись в Москву сотни произведений церковной деревянной полихромной и золоченой скульптуры, долгие годы хранившихся в запасниках.
Одновременно по всей России начали формироваться систематизированные музейные собрания церковной скульптуры. Этой работе предшествовали длительные научные экспедиции в Центральную Россию и на Север, проводившиеся под руководством Н.Н. Померанцева совместно с реставраторами ВХНРЦ и сотрудниками областных музеев. Их целью был поиск древностей, привлечение к их охране администрации и последующее распределение по музейным коллекциям. В результате экспедиций было обнаружено, описано и отреставрировано большое число выдающихся памятников русской пластики. Регулярные командировки реставраторов отдела в музеи страны с целью проведения аварийных консервационных работ на месте – одна из важных сторон деятельности отдела. За 50 лет работы отдела определились правила и принципы научной реставрации произведений из дерева.
В середине 2000-х годов почти все сотрудники отдела были заняты в реставрации уникального памятника XVIII века из Пермской художественной галереи – скульптурной композиции «Христос в темнице». Памятник находился в разрозненном состоянии и имел многочисленные утраты. Резные навершия и фигуры ангелов с орудиями страстей реставрировались в стационаре, а реставрация остальных элементов комплекса (колонны, бордюры) и монтаж всей композиции проводилась непосредственно в музее. В этой работе принимал участие реставратор отдела древнерусской темперной живописи Е.И. Бучило. В результате были удалены поздние записи и наслоения, восполнены по аналогии многочисленные отсутствующие фрагменты резьбы. В настоящее время этот интереснейший памятник русского церковного искусства является украшением музейной экспозиции.
В 2008 году закончилась реставрация памятника античного искусства из фондов ГИМ – деревянного саркофага, датируемого I веком н.э. Подобных памятников сохранилось очень мало. После проведения обширной исследовательской работы была выбрана оптимальная методика, по которой выполнена консервация археологической древесины саркофага, укреплена его конструкция, восполнены по аналогии многочисленные разрушенные элементы декора.
В последние годы велась реставрация экспоната Нижегородского музея-заповедника – кабинетного гарнитура, принадлежавшего крупному нижегородскому купцу Рукавишникову. Состоящий из массивных тяжеловесных предметов, украшенных высокорельефной резьбой мифологической тематики, гарнитур прекрасно характеризует купеческую мебель конца XIX – начала XX века. Ввиду больших габаритов шкафа и дивана их реставрация проходила в музее, для чего было организовано несколько рабочих командировок. Остальные предметы реставрировались в стационаре. Все они были покрашены черной краской и обиты дерматином. В процессе реставрации обнаружились кусочки первоначальной обивки, благодаря чему удалось подобрать кожу, подходящую по цвету и фактуре. Со всех поверхностей удалили черную краску. Кабинетный гарнитур принял облик, максимально приближенный к первоначальному (реставраторы С.В. Лапшин, Р.С. Студенников, О.А. Кочемазов, М.Ю. Гусев, Е.К. Кречетов, М.В. Пушкарев).
Одной из важнейших сторон деятельности мастерской по-прежнему являются регулярные командировки реставраторов в музеи страны с целью проведения аварийных консервационных работ на месте и оказания научно-методической помощи по вопросам обследования коллекций, хранения и реставрации музейных предметов и подготовки экспозиций. За последние годы такая помощь оказана музеям Нижнего Новгорода, Твери, Смоленска, Коломны, Музею «Новый Иерусалим», ГНИМА им. А.В. Щусева, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Музею современного искусства (Москва), Музею-заповеднику С.А. Есенина. К наиболее значимым музейным памятникам, реставрированным в командировках, можно отнести Ботик Петра I из собрания Переславль-Залесского музея-заповедника, скульптуру С.Д. Эрьзи «Моисей» из собрания Мордовского музея изобразительных искусств и мебельный гарнитур XVIII века, выполненный по рисункам К. Росси, из собрания Тверской картинной галереи.
С 2009 года заведующим отделом мебели и деревянной скульптуры является реставратор высшей квалификационной категории по реставрации мебели Р.С. Студенников.