История
Отдел реставрации тканей был учрежден в 1919 году и назывался «Мастерская по ремонту древнерусского шитья при Комиссии охраны памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры». Ее возглавила Ю.С. Карпова – выпускница Строгановского училища, в 1916-1917 годах заведовавшая мастерской художественной вышивки в училище. В Мастерской по ремонту древнерусского шитья в лавре нашли прибежище и продолжали трудиться ее ученицы и послушницы закрывшегося Вознесенского монастыря в Кремле. Методологические принципы реставрации были разработаны уже в первые годы существования лаврской мастерской.
В 1920 году Мастерская стала филиалом Всероссийской мастерской по шитью и металлу в Кремле, которую возглавил В.Т. Георгиевский. В 1924 году она вошла в состав созданных И.Э. Грабарем Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) как отдел декоративного искусства с Т.Н. Адександровой-Дольник во главе. Ее сергиево-посадским филиалом по-прежнему заведовала Ю.С. Карпова. Вместе с ней трудились реставраторы А.В. Тишина, сестры С.Д. Белякова и А.Д. Белякова-Меркулова, а также А.А. Вашурина и А.О. Труненкова.
В 1934 г. под напором антирелигиозной, а в сущности, антикультурной, пропаганды ЦГРМ были закрыты. Их деятельность возобновилась только в 1944 г. с названием Государственная Центральная художественно-реставрационная мастерская (ГЦХРМ). Реставрация тканей была продолжена в Загорском филиале. Здесь под руководством А.Д. Беляковой-Меркуловой учатся реставрации и со временем становятся высококвалифицированными реставраторами М.П. Рябова, А.Н. Белякова, Т.А. Горошко.
Новый этап в истории реставрации тканей в ГЦХРМ-ВХНРЦ начинается с создания в Москве в 1958 г. отдела реставрации прикладного искусства, в состав которого входит сектор реставрации тканей. На протяжении этого периода отдел прикладного искусства возглавляли Д.М. Лихачева, А.Ф. Червяков, В.Е. Яковлева, Т.И. Барабанова. В секторе реставрации тканей в Москве трудились реставраторы Н.Т. Осмоловская, Р.А. Петрова, О.Г. Волынцева-Шурина, Л.П. Синельникова, Е.В. Семечкина, И.В. Михайлова, С.М. Королькова, А.Г. Лобанова, научный сотрудник А.В Силкин. В 1999 г. сектор становится самостоятельным отделом.
Для современного периода характерно, что наравне с индивидуальным, так сказать, авторским методом реставрации, когда над памятником работает один человек, широко применялся коллективный подход – реставрация большемерных экспонатов несколькими специалистами, что позволило значительно сократить время. Так, над стрелецким знаменем 1690 г. из Омского областного музея работали почти все реставраторы отдела. Два реставратора трудились над петровским знаменем из Оружейной палаты. Этот же метод применялся и во время командировок в Кирилло-Белозерский и Владимиро-Суздальский музеи-заповедники.
Все реставраторы отдела трудились над большой партией мемориальных ковров, поступивших после пожара в музее-усадьбе «Мураново» и над шелковой обивкой мебельного гарнитура XVIII в. из тверского царского дворца, поступившего в отдел реставрации мебели из Тверского государственного объединенного музея.
В мастерской за последние годы прошли реставрацию самые разнообразные виды музейного текстиля. Знамя полка полевой пехоты 1700–1712 годов с графическим образом апостола Андрея (реставраторы И.В. Михайлова и Г.В. Безрукова-Евсеенко) из Музея-заповедника «Московский Кремль» является ценнейшим памятником Петровской эпохи. Реставрация знамени была приурочена к выставке, посвященной 300-летию Полтавской битвы.
Для Национального музея Республики Калмыкия были реставрированы предметы буддийского культа – «танки», штандарт, головной убор священнослужителя, национальные головные уборы (реставраторы И.В. Михайлова, А.Н. Рябцева, Г.В. Безрукова-Евсеенко и С.М. Королькова). Для Вятского художественного музея – предметы мужского придворного костюма: вышитые жилет и камзол XVIII века (реставраторы А.Г. Лобанова, Г.В. Безрукова-Евсеенко и С.М. Королькова).
Для большинства экспонатов требовалась разработка специальной консервации. Методика реставрации с восполнением утрат была применена Н.Ю. Черновой при работе с большемерными коврами «Ширван килим» и «Анатолийский килим» из Орловского литературного музея И.С. Тургенева. В технике оригинала восстановлено более 3000 квадратных сантиметров. Большую сложность представляла собой реставрация костюма О.Л. Книппер для роли Раневской (1904) из Музея-заповедника «Мелихово»: помимо ткани, здесь использованы кружево, перья и мех (реставратор А.Г. Лобанова). Аналогичная работа проводилась и с накидкой Айседоры Дункан из Музея- заповедника С.А. Есенина (реставраторы М.А. Анохина и А.А. Павлова).
Широкий охват различных видов музейных экспонатов, состоящих не только из тканей, но и бумаги, перьев, дерева, металла, кожи, иногда с живописным или графическим декором, возможен благодаря тесным контактам с другими мастерскими ВХНРЦ. Совместно с отделом научных исследований в реставрации пергаменных рукописей и реставрационной мастерской редких книг и документов на бумаге была проделана работа по реставрации переплетных тканей для знаменитой Хлудовской Псалтири (середина IX века, XIV век) из ГИМ (реставратор Е.В. Семечкина), Евангелия-апракос «Спасское» XIII века из Ярославского музея-заповедника (реставратор А.А. Павлова, руководитель Е.В. Семечкина) и Евангелия 1531 года из Новгородского музея-заповедника (реставратор Т.Н. Селичева, руководитель Е.В. Семечкина). Совместно с реставрационной мастерской предметов резной кости проведена реставрация вееров XVIII–XIX веков из Государственного музея А.С. Пушкина (реставратор Е.В. Семечкина).
Из наиболее выдающихся произведений древнерусского лицевого шитья, реставрированных за последние пять лет, следует отметить большую подвесную пелену «Богоматерь Одигитрия» (1630–1640-е, царицыны мастерские) из Нижегородского музея-заповедника (реставратор Е.В. Семечкина), а также строгановские пелены середины XVII века «Воскресение Христово» (реставратор А.Н. Рябцева) и «Сретение» (реставратор Г.В. Безрукова-Евсеенко) из Сольвычегодского историко-художественного музея.
Реставрация куклы-автомата «Негритянка с арфой» из Сергиево-Посадского музея игрушки стала возможна только благодаря специфике ВХНРЦ – учреждения, объединяющего все виды музейной реставрации. Специалисты отдела тканей работали над сложным костюмом и волосами, реставратор сектора металла – над механизмом и металлическими украшениями, керамист – над фарфоровыми зубами и глазами, реставраторы по дереву занимались укреплением и консервацией основы куклы. Специалист по реставрации кожи привлекался из Музея декоративно-прикладного искусства.