История

История

Свой нынешний статус мастерская реставрации произведений резной кости получила в 1961 году, до этого она была частью отдела реставрации памятников прикладного искусства. Создателем и многолетним руководителем отдела реставрации предметов искусства из кости была Маргарита Николаевна Козина.

По окончании в 1947 г. МХПУ, а в 1950 г. – высшего педагогического отделения МХПУ, в 1947–1958 гг. она преподавала в Красносельском техникуме художественной обработки металла и МХПУ им. М.И. Калинина. М.Н. Козина пришла в отдел прикладного искусства ГЦХРМ в 1961 г., в совершенстве владея техникой художественной резьбы по кости. Для нового сектора было выделено место в домике, где работали реставраторы металла, там был установлен рабочий стол, пробито дополнительное окно. В этом помещении М.Н.Козина проработала до 1973 г., когда сектор кости был переведен в церковь Воскресения в Кадашах. «Свою реставрационную деятельность я начала вместе с молодыми реставраторами по металлу В.Е. Петровым и Ю.И. Кузнецовым, энтузиастами своего дела и увлеченными экспериментаторами», – вспоминает сама Маргарита Николаевна.

Совместно с Ю.И. Кузнецовым, М.Н. Козина в 1960–1970-е гг. Провела реставрацию ряда уникальных экспонатов: знаменитого Киликиевского запрестольного креста XVI в. из Спасоприлуцкого монастыря для Вологодского ИАХМЗ; охотничьей аркебузы 1615 г. немецкой работы из Ново-Иерусали- мского ИАХМЗ; запрестольного креста XV в. (одного из самых ранних подобных памятников) из Сергиево-Посадского ИАХМЗ; посоха митро- полита Геронтия из Новгородского музея-заповедника. Совместно с В.Е. Петровым М.Н. Козина реставрировала костяную икону «Троица» в серебряной оправе XIV в. из Вологодского ИАХМЗ. В те же годы М.Н. Козина реставрировала картину «Памятник Петру Великому» XVIII в. из собрания ГИМа; посох Св.Стефана Пермского начало XVI в. из Пермского ОКМЗ, мемориальный шкафчик японской работы (подарок японского императора Николаю Второму) из Петергофа.

Период с 1960 по начало 1980-х гг. стал для отдела временем накопления практического опыта, поиска оптимальных реставрационных методов. В эти годы в реставрационных советах отдела прикладного искусства принимал активное участие Н.Н. Померанцев. Он активно поддерживал М.Н. Козину в ее разработках методик, нацеленных на минимизацию реставрационного вмешательства, в частности – на предпочтение для восполнения утрат материалов идентичных авторским. Результатом многолетних поисков в этой области стало подготовленное М.Н. Козиной издание методических рекомендаций «Реставрация резной кости» (М., 1985).

В 1980-90-е годы отдел пополнился молодыми реставраторами, продолжившими исследовательскую и реставрационную работу.

Безусловное признание западных коллег заслужила колоссальная работа реставраторов ВХНРЦ по восстановлению фактически полностью разрушенной во время войны коллекции предметов резной кости из собраний немецких музеев. Коллекция поступила в мастерскую Центра в виде наполненного костяными обломками ящика, без какого-либо реестра или описания. В результате реставраторы в буквальном смысле восстановили из небытия более 300 произведений искусства, хранящихся ныне в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Одним из самых заметных событий в истории отдела последних лет стала реставрация предметов коллекции коптской резной кости, поступившей в ГМИИ им. А.С. Пушкина после Второй Мировой войны в качестве компенсаторной реституции. Настоящее собрание насчитывало около 250 предметов, датируемых III - XII вв. При поступлении на реставрацию в 2003 году cостояние сохранности коллекции было крайне тяжелым. Небольшого размера костяные предметы, состоящие из множества разрозненных фрагментов разной величины, были загрязнены, покрыты цветными отложениями, бурыми и желтыми пятнами и белым порошкообразным налетом. В задачу реставраторов входили укрепление и склейка имеющихся фрагментов после предварительной очистки их от солевых наростов, пятен и загрязнений. В самом начале из сотен фрагментов необходимо было подобрать обломки и элементы, составлявшие когда-то целые произведения. Процесс очитки, самый ответственный из-за необыкновенной хрупкости объектов, проводился полностью под микроскопом. После завершения реставрации предметы были представлены на выставке «Археология войны. Возвращенные из небытия».

В настоящее время сотрудниками отдела ведется работа по реставрации предметов из уникальных погребений Сунгирской стоянки эпохи верхнего палеолита. Значительную часть коллекции археологических находок составляют предметы быта, орудия труда, оружие, украшения. В 2010 г. в отдел реставрации кости из Владимиро-Суздальского музея-заповедника поступило 5 предметов из бивня мамонта: три дротика, кинжал и копье из цельного куска бивня мамонта, дл. 2,4 м. Предметы были расколоты на фрагменты, сильно загрязнены, имели многочисленные утраты, трещины. Комплекс консервационно-реставрационных мероприятий включал в себя предварительный подбор фрагментов, укрепление трещин, расшивку старой склейки фрагментов, удаление следов клея и черных мастиковочных масс на швах предыдущей реставрации, с последующим укреплением фрагментов в правильном положении, пропитка торцов сломов, склейка фрагментов археологических предметов, мастиковка утраченных фрагментов, тонирование мастиковок.

К числу наиболее сложных работ, выполненных сотрудниками отдела за последнее время относится реставрация мемориальных предметов из собрания Центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, связанных с именами известных деятелей театра Москвы к. XIX– н. XX вв. В их числе реставрация комода, принадлежавшего актрисе Малого театра М.Н. Ермоловой. После завершения реставрации комод вернулся на свое историческое место в дом музей Ермоловой, как истинно мемориальная вещь. Он отлично вписался в интерьер, придал еще больший уют и теплоту экспозиции музея.

В настоящее время отделом руководит художник-реставратор высшей категории Л.В. Гетьман.