События

Выставка «Древнерусская живопись в наследии А.Н. Овчинникова»

25.10.24–19.01.25

Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)

Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) и Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова представляют выставку копий – реконструкций древнерусских фресок и икон, созданных Адольфом Николаевичем Овчинниковым (1931–2021). Заслуженный деятель искусств, художник-реставратор высшей квалификации и человек неординарного таланта, он всю свою жизнь посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников.

Масштабный проект продолжает традицию сотрудничества с крупнейшими российскими музеями и центрами, предоставляя возможность жителям республики познакомиться с произведениями из их коллекций.

Сохраняя и возвращая к жизни, практически полностью утраченные древние иконы и фрески, продолжая их изучать и копировать, Овчинников через глубокое понимание смыслов этих произведений древнерусских художников, восстанавливал утраченную преемственность с нашим великим культурным прошлым.

Разработанный и широко применявшийся Овчинниковым реставрационный метод опирался не только на тщательное изучение произведений, но и на его творческую интуицию и поистине артистическое вдохновение. Реставрация икон и фресок нередко сопровождалась исполнением калек, копий и копий-реконструкций, что помогало воссоздавать процесс работы средневековых мастеров на всех его этапах — от приготовления красок и подготовки основы до завершающих штрихов, в которых наиболее полно проявлялась индивидуальность художников. Желая досконально изучить секреты стенописного мастерства, Овчинников неоднократно возвращался к любимым памятникам. Так, росписи XII века в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге он трижды воспроизводил полностью. Серию этих живописных копий-реконструкций можно увидеть на выставке.

Привлеченный в 1950–1960-е годы известным искусствоведом Н.Н. Померанцевым к работе в церкви Успения Богоматери в Мелётове, Овчинников не только выполнил копии фресок 1465 года, но и написал о памятнике небольшую книгу. Ансамбль копий мелётовских фресок представлен на выставке вместе с рядом псковских икон XV века.

В копиях и кальках Овчинникова нередко оказывались запечатлены впоследствии утраченные фрагменты древней живописи и целые композиции. Точнее представить, как фрески располагались внутри древних храмов и сочетались друг с другом художественно и по смыслу, помогают представленные в залах масштабные объемно-пространственные реконструкции. Копирование памятников оказалось невероятно важным для истории искусства, поскольку позволяет сохранить хрупкое художественное наследие, которое в силу разных причин в любой момент может быть утрачено.

Мастерская А.Н. Овчинникова на протяжении многих десятилетий была одним из важнейших культурных и интеллектуальных центров Москвы, притягивавших к себе множество любителей и почитателей средневекового искусства. Эти традиции продолжила организованная по распоряжению Министерства культуры Российской Федерации 2017 году при ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря научно-реставрационная мастерская «Иконотека А.Н. Овчинникова». Ее сокровища — копии-реконструкции, которые мастер демонстрировал своим друзьям, ученикам и коллегам, теперь доступны широкой публике благодаря всесторонней поддержке и личному участию Светланы Львовны Абрамовой, основателя Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова.