События

Выставка «Цвет сквозь эпохи»

04.04.2024 — 16.06.2024

Реставрационный центр имени Грабаря

Реставрационный центр имени Грабаря представляет выставку «Цвет сквозь эпохи», рассказывающую о реставрации деревянной полихромной скульптуры – одного из самых древних и распространенных видов декоративного искусства.

Реставрация деревянной полихромной скульптуры — одно из самых ранних направлений деятельности Реставрационных мастерских, организованных в 1918 году И.Э. Грабарем. Уже в первое десятилетие после революции в ходе многочисленных экспедиций по самым разным частям страны были обнаружены и реставрированы десятки таких памятников. Впоследствии они обретали новый дом в собрании музеев.

В экспозиции будет представлено 40 экспонатов из 10 федеральных и региональных музеев, прошедшие реставрацию в отделе реставрации деревянной полихромной и каменной скульптуры Центра. Посетителей ждет разнообразие памятников: от артефактов Древнего Египта и Индии до уникальной по материалам и технике изготовления декоративной скульптуры XVIII века.

Посещение выставки только по сеансам: 

Понедельник–пятница  — 13:00; 17:00

При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность

Убедительная просьба не опаздывать к началу сеанса

КУПИТЬ БИЛЕТЫ

По всем вопросам, связанным с приобретением билетов и посещением выставки вы можете звонить по телефону + 7 499 763 37 40 либо задать свой вопрос по электронной почте ticket@grabar.ru

Один из древнейших экспонатов, представленных на выставке – статуэтка Птах-Сокар-Осириса (Древний Египет. Поздний — Птолемеевский периоды (VII–I вв. до н.э.) из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Статуэтка изображает погребального бога древних египтян Птах-Сокар-Осириса. Это божество стало особенно популярным в I тыс. до н.э. В нем соединились представления о трех древнеегипетских богах: боге-творце Птахе, покровителе мемфисского некрополя Сокаре и царе загробного царства Осирисе. В процессе консервации археологического экспоната был раскрыт оригинальный декор статуэтки с позолотой на маске и с сакральной росписью фигуры.

Центральным экспонатом выставки станут Царские врата  XVII века из коллекции  Переславль-Залесского музея-заповедника.  Врата происходят из церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Рыбацкой слободе Переславля-Залесского. Поступили в музей в 1930 году. Проведенные предреставрационные физико-химические исследования выявили первоначальное полихромное покрытие резьбы, позднее покрытое полиментом с позолотой.

Также на выставке будут экспонироваться две пары брачных венцов XVII–XVIII веков из собрания Государственного исторического музея. Отличительной особенностью венцов является то, что они созданы из цельного блока дерева путем выдалбливания сердцевины. Венцы расписаны в темперной иконописной манере.

  В экспозиции будет широко представлена древнерусская церковная деревянная скульптура. Она поражает своей многогранностью, выразительной пластикой и богатством красок. Один из экспонатов – скульптура «Иосиф Аримафейский» второй половины XVIII века из Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Святой изображен в рост, в руках держит конец Плащаницы. Скульптура принадлежит композиции «Положение во гроб» (происходит из Ризоположенского монастыря г. Суздаль), включающую в себя гробницу, в которую помещена резная фигура Христа, и девять фигур Предстоящих в рост: Богоматерь, Никодим, Иосиф Аримафейский, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, две Жены-мироносицы, два ангела. В настоящее время отреставрированы представленные на выставке скульптуры Иосифа и Ангела. Работа над другими фигурами композиции продолжается.

Произведениями, не имеющими аналогов, являются декоративные панно и скульптуры, украшающие павильон «Грот» в музее-усадьбе «Кусково». На выставке посетители увидят скульптуры «Молодой человек с петухом в правой руке» и «Обезьяна с коробом». Уникальность этих произведений потребовала разработки новых реставрационных методик. Панно и скульптуры были изготовлены по оригинальной технологии: в панно — на холст, а в скульптурах — на резное дерево и керамику был положен довольно толстый слой мастики. В этот слой, пока он был сырым и относительно эластичным, вставлялись разнообразные по форме и размерам раковины и перламутр, иногда бусины коралла (как на «Обезьяне»), а порой, как на панно, камешки и кусочки цветного стекла. Реставраторы провели масштабную работу по укреплению и укладке деформаций мастичного слоя, укреплению деструктированной древесины, разрушенных раковин и расслаивающегося перламутра. Проведено укрепление и раскрытие красочного слоя, тонирование потертостей. Реставрация комплекса экспонатов (панно и скульптур) павильона «Грот» усадьбы Кусково была номинирована на конкурс «Московская реставрация — 2019» и награждена дипломом лауреата.