События

Иконы Каргополья. Возрождение
Из собрания Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск)

28 ноября–17 февраля

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели

Выставка «Иконы Каргополья. Возрождение» — совместный проект Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск), Реставрационного центра имени Грабаря и Российской академии художеств. Она продолжает череду проектов, посвященных христианской культуре Русского Севера. В этом году Центр Грабаря отмечает 100-летний юбилей, и выставка — еще одно свидетельство многолетней и кропотливой работы реставраторов.

В экспозиции представлены 150 памятников иконописи и деревянной пластики Каргополья ХV – ХIХ веков. Выставка показывает, как ведущие российские реставраторы совместно с сотрудниками архангельского музея год от года собирали, сохраняли, реставрировали и изучали каргопольские иконы. Большая часть произведений будут показаны впервые.

Каргополье в древности — крупный регион, расположенный вдоль течения реки Онеги, начиная от ее истока из озераЛаче до Белого моря. Онега — важная северная водная артерия, открывающая путь в древнее Заволочье — привлекала русских переселенцев еще в ХII – ХIII веках. Первыми путь на Север, к низовьям Онеги, стали осваивать новгородцы, следом — посланцы ростово-суздальских князей. На реке возникают посады, наиболее значительным из них был Каргополь.

Наиболее известную и значительную часть каргопольского культурного наследия составляют христианские памятники. Расцвет северной иконописи относится к ХVI – ХVIII векам. Каргопольские мастера упоминаются в документах с ХVI века. Они работали в разных видах искусства: настенная роспись, иконопись, книжная миниатюра, резьба и роспись по дереву.

В 1950–1980-е годы в Каргопольский, Онежский и Плесецкий районы Архангельской области были организованы многочисленные экспедиции по сбору древних памятников. Наиболее значимыми были Онежские экспедиции Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской (нынешний ВХНРЦ) под руководством реставратора и исследователя Николая Николаевича Померанцева в период с 1958 по 1971 год.  В сложных экспедиционных условиях реставраторы и сотрудники архангельского музея пытались сохранить церковное наследие Каргополья. К сожалению, не все удалось сберечь, многое осталось только в фотографиях.

В собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» сосредоточена значительная коллекция каргопольских икон и деревянной скульптуры ХVI – начала ХХ вв. Она представляет наследие не только города Каргополя, но и расположенных в его окрестностях сел и деревень: Ошевенское, Саунино, Лядины, Архангело.

Выставка построена по хронологическому принципу с выделением нескольких тематических комплексов: «Древнейшие иконы Каргополья», «Каргопольские мастера», «Иконы села Ошевенское», «Деревянные резные иконы», «Старообрядческие иконы».

Жемчужина выставки — икона «Богоматерь с младенцем и пророк Илия» из Никольской часовни д. Бухалово на Кенозере, созданная во второй половине ХV века. Она принадлежала первым православным переселенцам, пришедшим на Онегу из Великого Новгорода.          

Среди самых ранних икон также можно отметить Деисусный чин конца ХV – начала XVI в., который был буквально спасен реставраторами ГЦХРМ из-под руин падающей Никольской церкви с. Астафьево. Обращает на себя внимание икона «Богоматерь Одигитрия со святителем Василием Великим» 1527 года, поставленная «на поклонение всех христиан» в церкви Рождества Богородицы села Бережная Дубрава. Точные даты и исторические надписи являются большой редкостью на иконах.

Произведения каргопольских резчиков — самобытные редчайшие памятники средневекового искусства. Ими разработан особый тип образа святителя Николая (Можайского). Он стал символом русского воинства, особенно после польско-литовского нашествия и разорения края в 1612 – 1614 годах. Деревянную скульптуру святого Николы помещали в киот со створами, и затем расписывали. Этот вид совместного творчества резчиков и иконописцев процветал в Каргополье. Резные образы стояли во многих церквях и часовнях вдоль реки Онеги.

Каргополье— былинный и песенный край. Именно сюда отправлялись в поисках редких этнографических типов и характерных северных пейзажей с древними церквями художники ИванБилибин и Игорь Грабарь. Выставка дополнена редкими видовыми фотографиями ХХ века с утраченными храмами и интерьерами церквей.

Руководители проекта: Кольцова Татьяна Михайловна, доктор искусствоведения (Архангельск, ГМО «Художественная культура Русского Севера»), Цируль Галина Владимировна, зав. отделом темперной живописи, реставратор высшей категории (Москва, ВХНРЦ).

Фото предоставлены Управлением информации Российской академии художеств. Автор: Анастасия Шевчук.