С лицевой стороны имелись многочисленные повреждения и утраты холста. Местами он отставал от деревянной основы, что проявлялось в виде вздутий. Были отчетливо видны многочисленные утраты грунта и красочного слоя, механические повреждения, потертости и царапины, ярковыраженный рельефный кракелюр грунта и красочного слоя с приподнятыми краями. Поверхность иконы была покрыта неравномерными и разновременными слоями олифы. Покровная пленка была сильно потемневшей и загрязненной, что значительно искажало колористическое восприятие произведения и местами практически закрывало изображение. Треть площади иконы была покрыта слюдой, местами возникли утраты, отставания, расслаивание этого покрытия. На некоторых участках слюда спаялась со слоем олифы и была вдавлена в поверхность красочного слоя. Поверхность иконы находилась под плотным слоем загрязнений.
Кроме того, имелись многочисленные повреждения деревянной основы, холста, грунта, красочного слоя, покровной пленки и слюдяного покрытия от значительного количества сохранившихся гвоздей, а также оставшихся на поверхности иконы гвоздевых отверстий. Гвозди были вбиты зачастую без учета изображения. Ими, по всей видимости, крепился имевшийся некогда оклад.
С оборотной стороны рубашка, закрывающая иконный щит, была деформирована. В процессе бытования иконы, здесь появились утраты, разрывы и прорывы.
Наконец, латунные пластины, расположенные по всему периметру оборота иконы, имели деформацию, изломы, разрывы, загибы, утраты металла. С течением времени местами образовались зеленоватые следы окисления металла.
В результате длительной и невероятно трудоемкой работы, проведенной художником-реставратором Антониной Александровной Карауловой, была укреплена основа, восстановлена связь холста с деревянным щитом, устранены вздутия в местах отставаний холста от основы, укреплен красочный слой с грунтом, удалены стойкие разнообразные поверхностные загрязнения; потемневший слой олифы; полностью удалена слюда с поверхности. По возможности был уложен рельефный кракелюр с приподнятыми краями. С поверхности иконы были удалены металлические накладки, многочисленные гвозди, обрывки басмы. Были заделаны гвоздевые отверстия, восполнены утраты деревянной основы и устранены повреждения торцовых сторон иконы. Были восполнены утраты грунта. Икона была покрыта лаковой пленкой. Красочный слой был восстановлен строго в пределах утрат; надписи расчищены и восстановлены по возможности. Со стороны оборота были сохранены первоначальные особенности оформления; устранены повреждения и восполнены утраты холста (рубашки). Для работы по восстановлению металлических пластин был привлечен художник-реставратор Александр Борисович Дергачев. Им была устранена деформация и восстановлена целостность латунных пластин, удалены загрязнения металла.
А.А. Карауловой удалось раскрыть авторскую живопись от загрязнений и потемневшего слоя олифы, скрывавших детали изображения и искажавших колористическое построение произведения, а также расшифровать и расчистить надписи в свитках, которые ранее невозможно было прочесть. Проведенные в ВХНРЦ работы по восстановлению и расшифровке надписей дают основания для дальнейшего изучения иконографических особенностей этого произведения. В данный момент икона «Богоматерь Всем скорбящим радость» возвращена в Тотемское музейное объединение.
[i] Н. И. Комашко. Богоматерь «Всех скорбящих Радость» // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2004. — № 1–2 (14), стр. 22.
Материал подготовлен научным сотрудником мастерской реставрации масляной живописи М.А. Никитиной.