История
Отдел научной экспертизы ведет свое начало с 1965 года, когда по заявке Министерства культуры РСФСР в лаборатории технологии художественных материалов и техники живописи была проведена технологическая экспертиза 64 произведений живописи с составлением актов на все виды исследований. С конца 1968 года, когда концепция комплексной экспертизы была в основном сформирована, экспертизы стали регулярными. Главным направлением работы стало исследование произведений изобразительного искусства, определение их подлинности и принадлежности к художественным школам и отдельным мастерам.
В лабораторию были привлечены искусствоведы с университетским образованием, которые совместно с художниками-реставраторами занялись укреплением материально-технической и развитием научной базы для проведения исследований живописи и графики. Стала активно развиваться методика комплексного иконографического, стилистического и технологического исследования, составляющая совместно с научно-техническим оборудованием надежный единый метод комплексной экспертизы.
В апреле 1971 года лаборатория была переименована в отдел научно-технической экспертизы, затем – в отдел исследования художественных произведений, а в 1996 году – в отдел научной экспертизы. У истоков создания научной экспертизы в ВХНРЦ стояли художники-реставраторы высшей квалификационной категории и организаторы науки Глеб Генрихович Карлсен и Вячеслав Павлович Титов, обладавшие большими научными знаниями в области исследования техники живописи. Как организаторы нового направления они заложили основы метода комплексного изучения произведений изобразительного искусства, в котором выводы, сделанные на основе иконографических и стилистических изысканий, должны подтверждаться и углубляться результатами, полученными в процессе технико-технологических исследований.
Отдел работал для закупочной комиссии Министерства культуры РСФСР и российских музеев. Вместе с документацией составлялись иконографическая и технологическая картотеки на экспертируемые произведения, библиография по технике живописи. Одновременно по специально разработанным методикам проводился сбор эталонного материала по работам русских и западноевропейских художников.
В период становления, разработки методов исследовения и начала формирования банка эталонов вместе с реставраторами Г.Г. Карлсеном и В.П. Титовым работали искусствоведы А.П. Владимиров (впоследствии заведующий отделом, затем директор ВХНРЦ), Л.В. Гельенек, И.В. Геращенко, Л.А. Дьяков, И.Е. Ломизе, рентгенолог Л.И. Башмакова, химики М.Г. Кононович, Г.Н. Горохова и др.
За более чем 45-летнюю историю отдела исследовано более 25000 произведений живописи и графики. Его сотрудниками, искусствоведами по образованию, владеющими технологическими методами исследований, сделаны многочисленные атрибуции, значительно пополнены коллекции эталонов, внесен значительный вклад в систематизацию знаний в области техники живописи различных художников и школ, усовершенствованы методики экспертизы, а также оказана значительная помощь в формировании музейных собраний.
В настоящее время в отделе работают семь экспертов, каждый из которых имеет университетское (МГУ имени М.В. Ломоносова) искусствоведческое образование. Отдел работает по заявкам Министерства культуры РФ, Комитета по культуре Правительства Москвы, правоохранительных органов, музеев, физических и юридических лиц. Разработанный в отделе метод, научная база и созданная в отделе научная школа позволяют его сотрудникам решать задачи любой сложности, возникающие в процессе экспертизы.