История

История

Без малого 70-летний опыт работы, накопленный мастерской, послужил основой для создания собственной школы реставрации керамики.

Мастерская (ранее - отдел) реставрации керамики существует с 1946 года. Со времен создания среди главных задач мастерской было исследование и внедрение основополагающих принципов и приемов реставрации керамики, подбора качественных и современных материалов.

Первые реставраторы-керамисты работали в Марфо-Мариинской обители. В 1971 году отдел переехал в здание церкви Воскресения Христова в Кадашах, а в 1989 году реставраторы керамики получили просторное помещение на первом этаже в здании церкви Св. Екатерины на Большой Ордынке. В 1999 году сектор реставрации керамики превратился самостоятельный отдел (с 2012 года – реставрационную мастерскую графики). В 2006 году отдел переехал в новое здание ВХНРЦ на улице Радио. В послевоенные годы специалисты центра реставрировали экспонаты из ряда немецких музеев, в том числе Дрезденской галереи, пострадавшие во время Второй мировой войны, а также предметы из румынских и польских музеев, которые поступили в фонды музеев Кремля, ГМИИ им. А.С. Пушкина и ГЭ еще во время Первой мировой войны. В 1955–1957 годы при ГЦХРМ открылись реставрационные курсы для обучения музейных сотрудников. В качестве учебных пособий обучающиеся использовали методики, написанные ведущими специалистами центра, в которых был обобщен опыт реставрационной практики. В 1954 году Б.А. Онкель подготовил методику реставрации произведений прикладного искусства из стекла, а Ф.М. Хотинский – методику удаления загрязнений с гипсовой скульптуры. В методиках по реставрации керамики, разработанных сотрудниками под руководством заведующего отделом М.А. Александровского, особое внимание уделялось вопросам изучения, апробирования и внедрения материалов. К концу 1950-х годов сложился коллектив сектора реставрации керамики из имевших специальное реставрационное и искусствоведческое образование шести сотрудников: Б.А. Онкеля, А.Н. Морозовой, О.И. Евдошенко, С.М. Анненской, И.Ф. Егоренко, В.И. Суровой. В 1960–1970-е годы специалисты сектора керамики ежегодно выезжали в командировки для реставрации памятников на местах, а наиболее сложные экспонаты реставрировали в мастерских центра. Реставраторы обследовали коллекции керамики десятков музеев Российской Федерации. В 1980–1990-е годы в отдел пришли И.Б. Сивова, Л.Н. Андреева, О.А. Чекалова, Ю.Н. Устинова, Е.М. Надышнева, Е.Н. Шаркова. Чуть позднее, в начале 2000-х, – Е.О. Минина, а в 2012 году мастерская пополнилась выпускниками РГГУ Д.В. Дацюк и Е.Ю. Агафоновой.

В 1989 г. Л.Н. Андреевой совместно с реставратором каменной скульптуры В.И. Черемхиным была разработана методика использования керамических доделочных масс для восполнения утрат на произведениях из пористой керамики. В результате была решена проблема замены ранее применявшихся синтетических масс на специальные безусадочные керамические массы, что позволило восполнять утраченные фрагменты материалом аналогичным природе памятника. Это было особенно важно в реставрации предметов археологической керамики. На применение данной методики получено авторское свидетельство.

Работа над коллекцией античной керамики из Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в 2002 году стала важным этапом в истории отдела реставрации керамики ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря последних лет. Была проведена колоссальная работа сначала по исследованию, а затем по реставрации около пятидесяти предметов античной керамики, представленной на юбилейной выставке «Археология войны. Возвращение из небытия», которая открылась в залах ГМИИ к 60-летию победы в ВОВ. Реставрацией античной керамики были заняты одновременно все сотрудники отдела. Это позволило накопить и систематизировать не единичный, а коллективный опыт работы над археологической керамикой.

Опыт работы с большемерными экспонатами можно проиллюстрировать работой с уникальным экспонатом Саратовского музея им. А. Радищева – фарфоровой вазы, выполненной на Берлинской королевской мануфактуре для Советника Ниссельроде. Ваза имеет высоту 1метр 65 сантиметров, состоит из нескольких частей, и украшена металлическим декором. Такие крупногабаритные экспонаты из фарфора это редкость. Поэтому такой неординарной работе предшествовала большая научная и методическая подготовка, и несмотря на это в процессе работы возникало много новых задач, которые приходилось решать в течение реставрационного процесса. Уже несколько лет этот уникальный экспонат встречает посетителей музея на парадной лестнице.

Большая коллекция изразцов была отреставрирована для музея «Коломенское», это разновременные печные изразцы и изразцовые панно, в том числе довольно большой блок уникальной керамической надписи с разрушенной московской церкви Адриана и Натальи, для которой была выработана специальная методика по реставрации и художественному решению восполнений. Все отреставрированные экспонаты заняли свое место в экспозиции музея, панно «Фрукты» и «Евангелист Лука» были показаны на выставках в Лувре (Париж) и Третьяковской Галерее (Москва).

Многолетнее сотрудничество связывает наш отдел с Государственным музеем керамики и "Усадьба Кусково XVIII века". Около двадцати лет назад состоялась интересная, с научной и методической точки зрения, реставрация «Египетского сервиза» состоящего из 136 предметов. Он был создан в 1804-1806 годах, его авторами были крупнейшие скульпторы своего времени: А.Брашар, Ж.Б.Ле Пер, Т.Броньяр, Ф.Ж.Свебах. Сервиз посвящен египетской компании Наполеона Бонапарта 1798-1.Идея создания тематического сервиза принадлежит барону Доменику Вовану Денону, который был личным советником Наполеона по культуре и участвовал в Египетской экспедиции. Его альбом гравюр «Путешествие по Нижнему и Верхнему Египту»1802 года послужил основой для создания архитектурного surtout de table, скульптурного декора, тематических и орнаментальных росписей сервиза. После реставрации сервиз участвовал в многочисленных выставках по всему миру.