History
История мастерской реставрации каменной скульптуры берет свое начало в середине 1960-х годов. Именно тогда при мастерской реставрации прикладного искусства и скульптуры ГЦХРМ был образован соответствующий сектор из небольшой группы инициативных реставраторов. Становление этого направления реставрации в ВХНРЦ пришлось на время, когда в нашей стране начинали складываться современные подходы к целям и задачам реставрации скульптуры, определялись основы консервации, вырабатывались новые принципы реставрационной этики, когда происходил радикальный пересмотр большинства традиционных приемов и материалов.
С самого начала в нем работал А.С. Антонян (1930–2013), в будущем возглавлявший мастерскую более 20 лет, вплоть до 2010 года. С 2012 года она стала называться реставрационной мастерской каменной скульптуры. А.С. Антонян, выдающийся художник-реставратор, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, был у истоков современной научной реставрации скульптуры из камня. За годы работы в мастерской было осуществлено немало открытий, которые касались различных аспектов реставрационной практики. Показательно, что все это теперь используется реставраторами самого широкого профиля. Под руководством А.С. Антоняна выросло не одно поколение художников-реставраторов, которые сейчас работают в самых разных музеях и реставрационных центрах не только нашей страны, но и за рубежом. В разные годы в отделе работали такие известные реставраторы, как Ф.Ф. Лях, О.В. Яхонт, В.И. Черемхин, Ю.А. Любченко и др.
За последние годы значительно изменился состав мастерской. Произошло обновление и омоложение: помимо уже достаточно опытных художников-реставраторов Д.Е. Котова и К.Г. Синявина, пришли молодые сотрудники Т.А. Пименова и А.А. Галашевич. В 2010 году руководитель отдела художник-реставратор высшей квалификационной категории А.С. Антонян в связи с ухудшением здоровья принял решение отказаться от обязанностей заведующего и рекомендовал руководству центра принять в качестве своего преемника художника-реставратора Д.Е. Котова, что и было сделано.
Надолго изменило планы в работе всего центра страшное событие жаркого лета 2010 года – пожар в отремонтированном здании ВХНРЦ по ул. Радио, 17. В связи с случившимся мастерской пришлось осуществить несколько переездов. Работа продолжалась и в самых сложных условиях во временных помещениях: за прошедшее пятилетие было отреставрировано более 150 произведений скульптуры – экспонатов различных российских музеев. Давние добрые отношения связывают отдел с такими музеями, как ГТГ, Музей-мастерская А.С. Голубкиной, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГНИМА им. А.В. Щусева, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Музей керамики и «Усадьба Кусково», Московский музей-усадьба «Останкино», Тульский художественный музей, Тверская картинная галерея, Орловский краеведческий музей, Серпуховский историко-художественный музей, Музей изобразительных искусств Республики Татарстан и многими другими.
Стоит отдельно выделить наиболее знаменательные произведения, реставрированные в 2008–2013 годах. У скульптуры «А.С. Пушкин», выполненной Л.К. Лазаревым (1928–2004) в 1979 году (эпоксидная смола; смешанная техника, 150 х 90 х 50) из собрания Музея МХТ (КП-38372) была отбита голова, часть грудной клетки и подставка. Во многом это объяснялось авторскими просчетами: плохой устойчивостью фигуры, неучтенными особенностями примененного материала и повышенной хрупкостью эпоксидного клея, требующего введения арматуры, не говоря уже о недопустимо малой толщине стенок в области грудной клетки и подставки (от 1 до 5 мм!) по отношению к величине фигуры. Помимо склейки разбитых частей и заделки утрат, реставраторы вынуждены были заниматься устранением очевидных авторских недоработок. Для этого наращиванием эпоксидной массы, дополнительно укрепленной стеклотканью и металлической сеткой с внутренней стороны, они значительно утолстили проблемные участки стенок отливки (реставраторы А.С. Антонян, Д.Е. Котов, К.Г. Синявин и Т.А. Пименова, ВХНРЦ КП-5792, СК-286; реставрация 2008–2009).
Бюст великого князя Василия Дмитриевича, основателя города Плес, выполненный С.С. Алешиным (1886–1963) в 1910 году (белый мрамор; вырубка. 98 х 80 х 50), из собрания Плесского музея-заповедника (Инв. № 101022015) реставрирован с последующим изготовлением дубликата. После реставрации по просьбе сотрудников музея из полимерной массы был сделан дубликат бюста для последующей установки на открытом воздухе. Мраморный оригинал стал экспонатом музея во избежание пагубных для камня атмосферных воздействий (реставраторы Л.К. Лазарев. А.С. Пушкин. После реставрации А.С. Антонян, Д.Е. Котов, К.Г. Синявин и Т.А. Пименова, КП ВХНРЦ-6390, СК- 323; реставрация 2009).
В ходе работ над моделью 1936 года памятника «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной (1889–1953) (гипс; отливка. Выс. – 160) из ГНИМА им. А.В. Щусева (КП-оф 4700/4142) выполнены очистка от стойких загрязнений, мастиковка сколов, восполнение по аналогии незначительных утрат, тонировка восполнений. Наиболее пострадавшими оказались места стыковок фрагментов композиции, а самым проблемным – участок в месте крепления развевающейся драпировки с утраченным авторским конструктивно-соединительным шипом. Особой чертой модели является уникальная шиповая конструкция ее фрагментов, со временем начавших разрушаться. Чтобы воссоздать авторскую конструкцию, пришлось произвести демонтаж всех частей экспоната, закрепленных на гипс и клей. Так, фрагменты драпировки были соединены грубыми догипсовками и травмированы последующими чинками, один из них в своем основании оказался распиленным и сращенным на гипс, в результате чего авторская арматура потеряла свою целостность. В процессе реставрации все демонтированные фрагменты скрепили восстановленными гипсовыми шипами и проушинами. Из нержавеющего металла были изготовлены специальные монтажные шпильки, могущие свободно извлекаться. Для сохранения авторской системы креплений скульптурной композиции монтажные шпильки вставлялись в прежние соединительные отверстия. Восстановить армирование и авторское крепление драпировки – непростая задача. Для этого специально приспособленными ручными бурами удалили поздние корродирующие вставки арматуры и изготовили алюминиевые надставки (трубки), которые позволили срастить пироны. Работы проводились в музее (реставраторы Д.Е. Котов, К.Г. Синявин, Т.А. Пименова и А.А. Галашевич; реставрация 2009–2011).
Выполненный известным европейским скульптором, современником Гудона и Пигаля А. Триппелем / Trippel Alexander (1746–1793) барельеф «Портрет графа З.Г. Чернышева» 1787 года (мрамор; вырубка) из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева (инв. № Р-VIIIа-75), несмотря на то, что не занял предназначенное ему место в Казанском храме-усыпальнице в Яропольце, является одним из выдающихся образцов рельефного портрета русского классицизма XVIII века. При восстановлении утраченного фрагмента уха портретируемого в качестве аналога использована архивная фотография памятника до его разрушения (реставратор К.Г. Синявин; реставрация 2011).
Опыт работ мастерской с восками (например, с медальонами Ф. Толстого) не давал ответ на множество проблем, возникших в связи с предстоящей реставрацией анатомической женской фигуры, выполненной неизвестным западноевропейским художником XVIII века (воск тонированный; смешанная техника. Длина – 71) из собрания Московского музея-усадьбы «Останкино», инв. № 5-135). Бросалась в глаза крайняя степень общей запущенности экспоната. Помимо черной корки загрязнения, почти половину поверхности покрывала плесень. Наблюдались следы варварских попыток скрепить пластины внахлест с помощью паяльника, о чем свидетельствовали черная копоть, деформация, оплавление воска и другие признаки. От съемной «крышки», представляющей собой грудь и живот, осталось несколько деформированных пластин. Утраты других частей фигуры (кончик носа, пальцы стопы и др.) были столь незначительны, что на реставрационном совете решили отказаться от их восполнения. В связи с задачами экспонирования требовалось собрать воедино сохранившиеся фрагменты с условной трактовкой формы и нейтральной окраской утраченных пластин «крышки». «Внутренние органы» также во многом утратились, сохранились в мелких фрагментах ребер и сосудов, найденных реставраторами в труднодоступных местах чрева фигуры. Рабочую методику во многом предстояло разрабатывать эмпирически, по ходу реставрации, перебирая различные варианты и останавливаясь на наиболее оптимальных. После ряда проб были разработаны методики очистки и склейки. Выполнена самая трудоемкая часть работы – изготовление условных восполнений для крупных утрат «крышки» в правой части грудной клетки и брюшной области восковой фигуры. Произведена деликатная нейтральная тонировка восполненных фрагментов «крышки» (реставраторы А.С. Антонян, К.Г. Синявин, Д.Е. Котов и Т.А. Пименова; реставрация 2008–2009).
В процессе реставрации панно 1939 года работы И.Г. Фрих-Хара (1894–1978) «Праздник в азербайджанском колхозе» (48 фрагментов, фаянс, цветные поливы; полихромная роспись, 153 х 265) из собрания ГТГ (инв. № 27532), помимо удаления стойких загрязнений с лицевой и оборотной сторон изразцов, понадобилось произвести размягчение и удаление потемневшего слоя масляной краски и остатков гипса по их периметру от предыдущего монтажа панно. По всей поверхности панно имелись многочисленные технологические трещины и мелкие сколы. Склейка разбитых частей отдельных фрагментов произведена с заменой старых деревянных пиронов на нержавеющие. Также был нанесен слой герметика в местах стыковок фрагментов для их амортизации после предстоящего монтажа панно в музее (реставраторы А.С. Антонян, Д.Е. Котов, К.Г. Синявин и Т.А. Пименова, КП ВХНРЦ 5630–5631, 5807–5816, 6334–6345, 6640–6651, 6842–6853, СК 276–277, 287–296, 306–317, 324–335, 343–354; реставрация 2008–2010).
Практически все экспонаты, прошедшие за последние годы реставрацию в ВХНРЦ, заняли свое место в постоянных экспозициях музеев и участвуют в художественных выставках. Так, например, в 2010 году гипсовая модель В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница» после окончания реставрации экспонировалась на выставке «Рабочий и колхозница. Иофан и Мухина» в ГНИМА им. А.В. Щусева. В 2012–2013 годах керамическое панно И.Г. Фрих-Хара «Праздник в азербайджанском колхозе» экспонировалось на выставках «Радость труда и счастье жизни. Идеалы ушедшей эпохи» и «Мир семьи и детства» в ГТГ на Крымском валу.
Сейчас отдел возглавляет художник-реставратор Д. Е. Котов.