В начале пятидесятых годов XVII века в мастерской второй жены «именитого человека» Дмитрия Ивановича Строганова Анны Ивановны была создана серия пелен «двунадесятых» праздников для родового Благовещенского собора в Сольвычегодске (все хранятся в Сольвычегодском музее). Они подвешивались под иконы, поэтому назывались «подвесными».
Пелена «Вознесение Господне, с избранными святыми» подвешивалась под икону праздника Вознесения, на кайме пелены вышит тропарь праздника. Это был благочестивый, «моленный» вклад четы Строгановых, о чем свидетельствуют вышитые на боковых каймах их святые – благоверный мученик царевич Димитрий и святая пророчица Анна, а внизу помещена вкладная надпись: «Сия пелена строение Димитрия Андреевича Строганова».
Строгановская мастерская лицевого шитья была ведущей в этом виде искусства в XVII веке. Вершины своего развития она достигла в середине столетия, при Анне Ивановне, под руководством которой были созданы многие десятки произведений. Известно, что хозяйка мастерской и сама вышивала некоторые пелены.
В строгановской мастерской использовались материалы самого высокого качества – итальянские ткани для фонов, шелковые нити, пряденые серебряные и золотные нити (металлическая нить, обвитая вокруг шелковой), а также жемчуг и драгоценные камни. Технология шитья была на высочайшем уровне. Подобные произведения ценились наравне с иконами и драгоценной утварью, что обусловило сравнительно хорошую сохранность памятников. Собственно, само шитье почти не нуждается в сложной реставрации (за исключением очистки от загрязнений и небольших пятен воска, фрагментарного укрепления). Однако под тяжестью металлического шитья на подвешивавшейся пелене со временем образуются разрывы шелковой ткани фона. Подобные повреждения характерны для данного вида произведений: на пелене разорвался даже холст основы в верхней части средника, где он примыкает в кайме.
Состоянием сохранности памятника и были продиктованы реставрационные мероприятия: очистка пелены, фрагментарное дублирование на тонированный газ на участках разрывов и сечений атласа. Затем последовало укрепление в технике «реставрационная сетка» иглой с газовой нитью, окрашенной в цвет фона. Этот прием позволяет слегка тонировать ткань, утратившую уток. В место разрыва холста основы подведено льняное полотно. Золотное шитье, где необходимо, укреплено.
Материал подготовлен научным сотрудником мастерской реставрации тканей А.В. Силкиным.