23 апреля 2014 года в Вологодском государственном музее-заповеднике состоялась презентация иконы «Сергий Радонежский в житии». Это очередное яркое событие в цикле представления отреставрированных памятников древнерусской живописи из фондов Вологодского музея-заповедника.
Презентация приурочена к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, которое широко отмечается в 2014 году. Икона «Сергий Радонежский в житии» происходит из Спасо-Прилуцкого монастыря, поступила в Вологодский музей-заповедник в 1926 году. Это единственная житийная икона Сергия Радонежского в музее.
Данная икона представляет собой не только уникальный предмет материальной культуры, но и уникальный опыт реставрации, проведенной известным вологодским художником-реставратором, искусствоведом, заслуженным работником культуры Сергеем Беловым.
Несмотря на то что реставрация была выполнена всего за год, работа была проведена колоссальная. «Икона поступила на реставрацию в очень плохом состоянии, – рассказывает Сергей Белов. – Раскрытие приходилось делать буквально миллиметр за миллиметром, работая под микроскопом скальпелем, сделанным из швейной иглы».
Официально икона датируется началом XVIII, но изучив художественные и технологические особенности иконы,Сергей Белов предположил, что написана она была раньше – в конце XVII века царскими иконописцами Оружейной палаты в Москве. Автор иконы без сомнения был талантливым художником, если судить по методу письма, подбору сюжетов, считает Сергей Павлович. Икона житийная, но выбор сюжетов в клеймах отличается от традиционного. 14 клейм иконы кроме жития святого включают и чудеса Сергия Радонежского.
О высоком качестве иконы свидетельствуют и материалы, которые использовал иконописец. Икона написана на лиственнице, это плотная, тяжелая, смолистая, влагостойкая древесина. Она редко использовалась иконописцами. Но именно благодаря ей икона не деформировалась и не раскололась. Паволока, покрывающая икону, выполнена из батиста, дорогой по тем временам ткани. Левкас сделан из высококачественного мела очень тонкого помола. Даже клей под паволокой за 300 лет не потерял своей клеящей способности.
Икона была записана два раза. Первое поновление было сделано в конце XVIII века, очень тщательное, с применением хороших материалов. Второе поновление делалось уже в XIX веке, тогда на иконе уже были большие утраты, потому что она пережила пожар.
После снятия слоев загрязнений, потемневшей олифы, двух слоев поздних поновлений Сергей Белов восстановил на памятнике истории и культуры утраченный грунт, провел тонировку иконы.
Увидеть отреставрированный памятник древнерусской живописи – икону «Сергий Радонежский в житии» – можно в Юго-Западной башне Вологодского кремля.
Мария Гуляева,
фото Светланы Гришиной
Материал портала http://cultinfo.ru/