Events

Презентация результатов реставрации и атрибуции картины "Прогулка на берегу перед дворцом" из Нижегородского государственного художественного музея

09.11.2016

9 ноября в Центре имени Грабаря состояласьпрезентация результатов реставрации и атрибуции картины "Прогулка на берегу перед дворцом".

Произведение поступило на реставрацию из Нижегородского государственного художественного музея как полотно кисти Доменико Фоссати. Всего в собрании музея насчитывается пять некогда приписанных художнику картин, три из которых в настоящий момент находятся в ВХНРЦ на реставрации. Эти большеформатные произведения происходят из имения семьи Пашковых в селе Ветошкино Нижегородской области (богатому семейству Пашковых принадлежало несколько дворцов и домов в Санкт-Петербурге и Москве, в том числе знаменитый Дом Пашкова на Моховой улице).

Исследовательская работа, проведенная доцентом Школы исторических наук НИУ ВШЭ, бывшим научным сотрудником мастерской реставрации масляной живописи Центра имени Грабаря Мариам Никогосян, позволила уточнить авторство картины. В ходе презентации был представлен ее доклад о новой атрибуции произведений, находящихся в ВХНРЦ.

 «Прогулка на берегу перед дворцом» была ранее переведена на тонкий мелкозернистый холст и поступила в ВХНРЦ для выполнения переперевода ввиду ветхости переводной основы и ее отставания от переводного грунта. Еще до начала реставрационных работ в 2010 году картина серьезно пострадала в результате произошедшего в ВХНРЦ пожара и вследствие его тушения. Полотно располагалось вертикально в открытом стеллаже и подверглось серьезнейшему воздействию воды и высоких температур. В результате связь между переводным холстом и грунтом оказалась нарушена, что привело к отслаиванию грунта с красочным слоем от основы, площадь которого оказалась весьма значительной. Старый переводной холст сильно намок, деформировался, а при высыхании дал усадку, что также привело к образованию деформаций, изломов, сседаний и разрывов грунта и красочного слоя. Кроме того, возникло глубокое разложение покровной пленки и сильное загрязнение произведения продуктами горения и пожаротушения, обнаружившими себя также между основой и переводным грунтом. Реставраторы провели сложнейшую работу по реставрации пострадавшего произведения и перепереводу работы на новую основу.

С докладом о реставрации картины выступили художники-реставраторы мастерской реставрации масляной живописи В.В. Кузнецов и В.Е. Спиридонов.