Фонарь матового стекла, украшенный росписями в помпеянском стиле, предположительно был создан в 1830-х годах и был частью декоративного убранства Этрусской гостиной Фонтанного дворца графов Шереметьевых (помпеянский, или помпейский стиль, подражавший росписям интерьеров домов знатных жителей древнеримского города Помпеи, был довольно популярен в тридцатых годах XIX века в архитектуре и художественном убранстве русских дворцовых интерьеров). Позже некоторые предметы обстановки гостиной, в том числе и фонарь, были перевезены в Останкинский дворец – московскую резиденцию Шереметьевых.
В мастерскую реставрации керамики Центра музейный экспонат поступил разбитым более, чем на сто осколков, сильно загрязненным, со значительными утратами и осыпями красочного слоя и фрагментов стекла.
Реставраторами была проведена сложная и во многом инновационная работа, длившаяся почти два года. При столь значительном количестве фрагментов и утрат существовала опасность, что форму фонаря восстановить не удастся.
Задача реставраторов усложнялась и тем, что при декорировании фонаря был избран способ холодной росписи. Анализ красок, выполненный под руководством Ирины Бурцевой в лаборатории физико-химических исследований Центра имени Грабаря, подтвердил предположение реставраторов и позволил подобрать безопасный для очистки такой техники росписи состав. После того, как фрагменты удалось очистить, еще одной сложной задачей, возникшей перед реставраторами, стала разработка методики консервации шелушащейся поверхности живописи на стекле. Далее было проведено укрепление красочного слоя и общая консервация предмета. В местах, где роспись была утрачена, рисунок был восполнен по контурам в цвет оригинала специальными красками (с учетом принципа “обратимости” реставрации). Лишь потом реставраторы приступили к подбору фрагментов и их поочередной склейке. Недостающие части были восполнены, места швов и сколов сначала замастикованы, затем тонированы. В конце работы было смонтировано бронзовое крепление фонаря.
Теперь реставрация фонаря XIX века в помпеянском стиле завершена и после презентации результатов работы в Центре имени Грабаря предмет вернется в музей-усадьбу “Останкино”.
25 февраля Центр имени Грабаря совместно с музеем-усадьбой "Останкино" при поддержке Министерства культуры РФ презентовал результаты длительной и крайне сложной реставрационной работы. С докладом о реставрации фонаря в помпеянском стиле выступила заведующая мастерской реставрации керамики и стекла Центра имени Грабаря Екатерина Шаркова. О комплексном исследовании музейного экспоната и его атрибуции подробно рассказала главный хранитель музея-усадьбы «Останкино» Ольга Еремина.