Издания


Овчинников Адольф Николаевич
Икона «Богоматерь Одигитрия» второй половины XIII века из частной коллекции в Москве.
М.: ФГБУК «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря», 2016. — 44 с.: ил.

Первая публикация уникальной иконы «Богоматерь Одигитрия» из частного московского собрания, поступившей на экспертизу в ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря. Технико-технологическое и стилистическое исследования указали на древность произведения, а насыщенное символическое наполнение образа, выразившее самые глубокие поиски древнерусского иконописца-богослова, позволило уточнить датировку иконы — вторая половина XIII века. Издание посвящено расшифровке творческого метода и путей богоискательства художника времён татаро-монгольского ига.

Художник-реставратор высшей квалификационной категории реставрационной мастерской темперной живописи. Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря работает с 1956 года. Заслуженный деятель искусств РСФСР, дипломант Академии художеств за реставрацию произведений средневековой живописи, кавалер орденов Почета, За заслуги перед Отечеством IV-ой степени, Св. князя Александра Невского I-ой степени. Является членом реставрационного совета и экспертной комиссии мастерской темперной живописи, ученого совета ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. Состоит членом аттестационной комиссии при Министерстве культуры Российской Федерации, Московского союза художников (ранее — Союза художников СССР, секции монументальной живописи), преподавал в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (факультет иконописи).

За 60 лет им отреставрировано множество памятников древнерусской жи­вописи XII–XVII веков, которые входят в постоянные экспозиции российских музеев и выставлялись в России и за рубежом. Являясь исследователем в области символики и технологии средневековой христианской живописи, А.Н. Овчинников имеет около 70 публикаций. Фундаментальным изданием является монография «Символика христианского искусства». Основоположник качественно нового направления в изучении памятников древнерусского искусства: создание копий-реконструкций. Им выполнены копии-реконструкции росписей восьми храмов VII–XV веков, а также произведений иконописи XII–XVII веков.