Events

Завершена реставрация иконы середины XV века "Апостол Варфоломей" из собрания Псковского государственного объединенного музея-заповедника

07.07.2016

Мастерская реставрации темперной живописи
Центра имени академика И.Э. Грабаря

Москва, ул. Радио, д. 17/6

Образ происходит из церкви Успения Богоматери с Пароменья в Пскове, где икона была частью деисусного чина местного иконостаса. Данный чин - наиболее древний среди сохранившихся древнерусских Деисусов, где представлены все двенадцать апостолов. Более традиционным для этого времени было включение в Деисус, помимо изображений Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, архангелов, святителей, мучеников и всего двух или четырех апостолов. Предположительно, деисусный чин из церкви Успения с Пароменья состоял из пятнадцати икон. В его центре могла находиться трехфигурная композиция с изображениями Спаса на престоле и предстоящих Ему Богоматери и Иоанна Предтечи.

До наших дней сохранилось четырнадцать икон чина (двенадцать апостолов и два архангела), четыре из которых были отреставрированы в Центре имени Грабаря в период с 1983 по 2016 гг. Сейчас завершается работа над последней из них.
Икона “Апостол Варфоломей” поступила на реставрацию в Центр имени Грабаря под сплошными записями, скрывающими авторскую живопись XV века. Реставрация продолжалась несколько лет, что было связано со сложностью работы.

Как и все иконы этого чина, образ находился под несколькими слоями записей и прописей, а покровный слой был настолько темным и непрозрачным, что изображение едва просматривалось. С боковых сторон икона была дополнена поздними надставными полями с геометрическим орнаментом.

Сотрудниками мастерской реставрации темперной живописи совместно с отделом физико-химических исследований был проведен комплекс исследований, в том числе изучение произведения в рентгеновских, ультрафиолетовых и инфракрасных лучах. По результатам этих исследований и пробного раскрытия была обнаружена достаточно хорошо сохранившаяся авторская живопись.

После укрепления левкаса и красочного слоя и удаления надставных полей начались работы по раскрытию иконы. На особо ответственных участках (лик, руки) раскрытие выполнялось послойно, т. е. сначала был удален верхний покровный слой, потом верхняя запись красками, а затем другие слои. После удаления верхнего слоя записей были обнаружены многочисленные локальные прописи, выполненные во время очередного поновления образа и лежащие в местах потертостей и утрат авторской живописи, возникших из-за грубой расчистки иконы. Сложность заключалась в том, что эти прописи находились на тонкой живописи XV века, что значительно затрудняло раскрытие.

После раскрытия обнаружилось, что авторская живопись пострадала во время грубых расчисток и поновлений. Полностью был утрачен авторский золотой фон. Тонкие разделки одежд, рисунки, золотой ассист также имели повреждения. Поэтому после раскрытия авторского красочного слоя, основной задачей реставратора было восстановление целостности облика иконы. Этого удалось достичь с помощью деликатных тонировок, не искажающих стилистические особенности живописи XV века.

Благодарим за предоставленную информацию художников-реставраторов Юлию Ларину, Наталью Фоломешкину и хранителя Псковского музея-заповедника Ольгу Васильеву.


Апостол Варфоломей Россия.
Псковская школа. XV век
Дерево, темпера 
157,68,1х4,5 (уточнено ВХНРЦ: 157,4х57,7х4,3) 
Псковский государственный объединенный музей-заповедник.
Художник-реставратор: Юлия Ларина
Физико-химические исследования: Ирина Бурцева, Наталья Горохова, Мария Капустина