События

СОХРАНЯЯ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: Живопись и графика старых мастеров из собраний российских музеев после реставрации в ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря

25 апреля – 18 мая 2014

«Аптекарский приказ» (Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева)
Москва, ул. Воздвиженка, д.5/25

Восхищаясь произведением искусства, мы даже не задумываемся о том, что оно имеет свою судьбу, порой весьма непростую. Каждый артефакт XV-XVIII веков за столетия истории своего бытования не только становится свидетелем огромного количества событий – он становится непосредственным участником как личной, так и общечеловеческой истории, которая зачастую наносит ему, казалось бы, непоправимый ущерб.

Выставочный проект ВХНРЦ «ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА СТАРЫХ МАСТЕРОВ из собраний российских музеев после реставрации в ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря» представляет сорок работ западноевропейских художников XV-XVIII веков и носит принципиально новаторский характер как с точки зрения принципа подбора произведений, так и с точки зрения концепции подачи материалов.

Ключевым принципом подбора произведений стала история их бытования, их судьба. Все экспонаты выставки, в числе которых ксилографии А. Дюрера, гравюры с произведений Х. Гольциуса, П.П. Рубенса, А. Карраччи, рисунки А. ван Эвердингена, Я. ван Гойена, картины мастеров «золотого века» голландской живописи из коллекций российских музеев, можно условно разделить на две группы. К первым относятся работы, получившие за время своего существования серьезные повреждения, ко вторым – произведения, дошедшие до наших дней в относительно удовлетворительным состоянии сохранности. Несмотря на столь разные судьбы, отличить отреставрированные памятники искусства с непростой историей бытования от «благополучных» сможет лишь наметанный глаз профессионала. Стараниями реставраторов Центра имени академика И.Э. Грабаря абсолютно все произведения имеют экспозиционный вид, все они возвращены в научный и культурный оборот.

«За плечами» многих экспонатов события революции 1917 года и войны 1945 года, пожары и наводнения, хранение в подвалах, значительные повреждения, полученные вследствие обывательского невежества и дилетантской реставрации, зачастую наносящей произведениям не меньший вред, нежели разрушительное воздействие времени и окружающей среды.

Один из наиболее серьезно пострадавших экспонатов, представленных на выставке, – картина «Христос и Закхей» из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств, созданная в конце XVI – начале XVII вв. неизвестным художником круга Руэланта Саверея. Пострадавшее в середине 1980-х годов от наводнения, спустя четверть века живописное полотно оказалось в эпицентре пожара. Почти три года потребовалось художникам-реставраторам Центра имени академика И.Э. Грабаря, чтобы спасти уникальное произведение.

Совсем иная, но отнюдь не менее драматичная судьба постигла представленные на выставке раритетные эстампы XVII‐XVIII веков, ранее являвшиеся частью коллекции художественной мастерской при Серафимо‐Понетаевском женском монастыре, ликвидированном после революции 1917 года. Уцелевшие листы поступили на хранение в фонд Нижегородского художественного музея. По причине ветхости и значительных повреждений гравюры более восьмидесяти лет хранились в запасниках и лишь в 2012 году были переданы на реставрацию в ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря. Усилиями реставраторов сохранившаяся часть оллекции стала доступна публике и исследователям.

Представлены на выставке и произведения, которые постигла иная участь. История их бытования была абсолютно благополучна: до революции 1917 года они достойно хранились в частных коллекциях, а после революции, минуя погромы, ревизии и катаклизмы, – в музейных собраниях. Реставрационное вмешательство в подобных случаях минимально: специалисты ограничиваются консервацией произведений искусства, восстанавливают их экспозиционный вид.

Выставка «СОХРАНЯЯ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА СТАРЫХ МАСТЕРОВ» открывает широкому кругу зрителей доселе скрытые тайны бытования произведений и все тонкости реставрационной работы, позволяющей буквально возвращать памятники истории и культуры из небытия. Особенность концепции подачи материала заключается в смелом и естественном включении в интерьер памятника архитектуры XVII века, наряду с произведениями старых мастеров, мультимедийного оборудования, на котором впервые широкой общественности будут представлены уникальные архивные материалы, пошагово демонстрирующие процесс реставрации представленных произведений. Благодаря этому зритель получает редкую возможность самостоятельно сопоставить состояния произведения до, в процессе и после реставрации, оценив таким образом объем и сложность работ, проделанных художниками-реставраторами ВХНРЦ имени Грабаря.


РЕПОРТАЖИ

Картины находились на грани небытия. Шедевры западноевропейских художников могли бы исчезнуть, если бы не талант реставраторов центра имени академика Грабаря. Впервые уникальные архивные материалы по реставрации демонстрируют широкой публике.

Российским провинциальным музеям есть чем гордиться. Некоторые из них могут похвастаться ксилографиями Дюрера, гравюрами с произведений Рубенса и картинами мастеров «Золотого века» голландской живописи.

В выставочном зале реставрационного центра имени Грабаря — выставка того, что только-только с реставраторских столов. Выставка называется "Живопись и графика старых мастеров" из собраний российских музеев после реставрации, здесь сорок работ западноевропейских художников XV-XVIII веков.

Сотрудники Научно-реставрационного центра имени Грабаря говорят иногда, что сами себе завидуют. И действительно, их работа позволяет им не только прикоснуться к шедеврам Дюрера или Рубенса, например, но в каком-то смысле стать соавторами гениев.